
Летопись Псково-Печерского монастыря необычна с самого начала. Наверное, это единственный случай, когда у истоков обители стояли не монахи-отшельники, а супружеская пара. Иерей Иоанн Шестник и его жена Мария поселились в пещерах, скрытых в густом лесу, чтобы вести отшельническую жизнь. Матушка Мария не выдержала тяжелых условий, вскоре заболела и умерла, приняв перед смертью иноческий постриг с именем Васса. Муж похоронил ее в пещере, поместив гроб в специально выдолбленную нишу в стене. Потеряв супругу, отец Иоанн тоже стал монахом, в постриге он принял имя Иона. Именно он устроил рядом с лесными пещерами первую церковь.
Сегодня монастырские пещеры – это целый подземный город, в котором несведущий человек легко может заблудиться. Подземелье разделено на семь галерей, в общей сложности в этих таинственных коридорах похоронено более десяти тысяч человек. У самого входа в пещеры покоятся мощи инокини Вассы и монаха Ионы.
С каждым годом желающих спуститься в монастырское подземелье становиться все больше. Температура здесь должна круглый год держаться на отметке плюс пять градусов, а теперь из-за большого наплыва посетителей воздух, бывает, нагревается до десяти градусов и выше. Такое потепление грозит обрушениями, поэтому два дня в неделю, в среду и пятницу, вход сюда закрыт. Это обстоятельство стоит учесть, если задумаете посетить знаменитый монастырь.
Псковские Печеры всегда славились своими старцами. Уже в начале девятнадцатого века сюда стремились паломники, чтобы получить совет опытного монаха. В советские годы был известен старец Симеон – десять лет назад он был признан Церковью святым. Приемником Симеона стал архимандрит Иоанн Крестьянкин, который и после своей кончины остается для многих людей любимым и почитаемым. Келья преподобного Симеона открыта для паломников каждый день, в домик Иоанна Крестьянкина можно войти по субботам и воскресеньям.
Псково-Печерский - единственный монастырь в России, который никогда не закрывался. Во время правления Хрущева вышел специальный указ о закрытии обители, однако тогдашний настоятель, архимандрит Алипий Воронов, решительно заявил, что братия, среди которой больше половины – участники Великой Отечественной войны, будут защищать монастырь до последнего патрона, и скорей умрут, чем позволят его закрыть. Поскольку монастырь был широко известен за границей, власти побоялись международного скандала и оставили обитель в покое.
Многие узнали о Псково-Печерском монастыре по книге архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые», которая вышла не так давно. Но одно дело – прочитать, а другое – увидеть своими глазами. Лучше совершить путешествие, и лично прикоснуться к уникальным святыням Псковских Печер, к удивительной истории этой обители.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Запрет на законодательном уровне изображать храмы без крестов;
— Распространение мусульман в мире и является ли это вызовом для христиан;
— Круглый стол памяти академика Скрябина — доклад о разуме и сознании;
— Подкаст «Собрались с мыслями» о США.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 13.06.2025». Алексей Соколов, Андрей Тарасов
- «Сохранение архитектуры Новгорода». Юлия Ратомская
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 13.06.2025». Алексей Соколов, Андрей Тарасов

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Андрей Тарасов вынесли на обсуждение темы:
— Новый проект журнала «Фома» «Личный подкаст»;
— Христианский взгляд на женскую одежду;
— Усталость и отдых;
— Сохранение архитектурного наследия.
Ведущие: Алексей Пичугин, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!