
Что делать в том случае, если душу начинают терзать тоска и уныние? Существует ли какое-то средство для борьбы с ними? Свой ответ на эти вопросы предлагает 76-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 76.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.
2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простёрта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.
5 Ты не даёшь мне сомкнуть очей моих; я потрясён и не могу говорить.
6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;
7 припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
8 неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
9 неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
10 неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 И сказал я: «вот моё горе — изменение десницы Всевышнего».
12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;
13 буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш!
15 Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Своё среди народов;
16 Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вёл Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.
Из текста только что прозвучавшего псалма мы не знаем, когда и при каких конкретных обстоятельствах он был написан. Однако в одном мы можем быть уверены на сто процентов: для автора молитвы это были очень непростые времена. Как сам он говорит, «день скорби». Псалмопевец довольно подробно описывает своё состояние. Оно очень похоже на состояние отчаяния и потерянности. Душа не может найти утешения, она скорбит, ищет Бога. И в голове непрекращающийся поток мыслей: неужели Господь меня оставил и теперь так плохо будет всегда?
Картина, знакомая многим из нас. Практически каждый получил в жизни опыт, о котором хотелось бы просто забыть и больше к нему не возвращаться. Ситуация, когда мы в полноте испытали состояние беспомощности и покинутости. Казалось бы, дела давно минувших дней. Сколько воды утекло. Обстоятельства давно изменились. Однако бывает достаточно незначительного повода, что-то увидел краем глаза или случайно услышал, и старые раны напоминают о себе. Начинают ныть с новой силой. Волнами накрывает жалость к себе, обида, ощущение безысходности. И мы опять можем переживать эти унылые моменты час за часом, день за днём, а порой, в особо сложных случаях, это длится неделями и даже месяцами. В такие периоды мы становимся просто невыносимыми для окружающих и самих себя. И что противопоставить этому состоянию, мы не знаем.
Поэтому приглядимся к тому, что делает псалмопевец. Он отказывается пребывать в этих тяжёлых чувствах и подвергать себя этой пытке бесконечно. Он говорит: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». И далее он перечисляет события священной истории. В первую очередь те, которые связаны с чудесным и неожиданным действием Бога в судьбе еврейского народа. Евреи томились в египетском рабстве, но Бог нежданно-негаданно, вопреки всем прогнозам и представлениям, вывел их оттуда и привёл в Землю Обетованную, где они создали могущественное государство.
Итак, рецепт, который предлагает псалмопевец, прост. Когда на душе скребут кошки, до слёз жалко себя, когда грызёт тоска или чувство одиночества, худшее, что мы можем сделать, — продолжать концентрироваться на этих переживаниях. Необходимо совершить усилие воли и перевести фокус внимания на события священной истории. Но не просто прочитать о них. Необходимо пропустить текст Писания через своё сердце. Вжиться в ту ситуацию, о которой он рассказывает. И, наоборот, постараться перенести события священной истории в свою жизнь.
Эта практика активного отождествления себя с тем, о чём говорит текст Писания, была хорошо известна отцам христианской Церкви. Её называли мелете, то есть молитвенное размышление. Такой способ чтения не только помогает нам выйти за пределы своих тяжёлых мыслей и чувств, это ещё и привлекает к нам божественную благодать. Господь даёт ощутить радость Своего присутствия, мгновенно разгоняет душевный мрак и тоску и выводит нас из ада наших воспоминаний к свету Своего воскресения.
Псалом 76. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 76. (Церковно-славянский перевод)
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема