
Что делать в том случае, если душу начинают терзать тоска и уныние? Существует ли какое-то средство для борьбы с ними? Свой ответ на эти вопросы предлагает 76-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 76.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.
2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простёрта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.
5 Ты не даёшь мне сомкнуть очей моих; я потрясён и не могу говорить.
6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;
7 припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
8 неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
9 неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
10 неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 И сказал я: «вот моё горе — изменение десницы Всевышнего».
12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;
13 буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш!
15 Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Своё среди народов;
16 Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вёл Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.
Из текста только что прозвучавшего псалма мы не знаем, когда и при каких конкретных обстоятельствах он был написан. Однако в одном мы можем быть уверены на сто процентов: для автора молитвы это были очень непростые времена. Как сам он говорит, «день скорби». Псалмопевец довольно подробно описывает своё состояние. Оно очень похоже на состояние отчаяния и потерянности. Душа не может найти утешения, она скорбит, ищет Бога. И в голове непрекращающийся поток мыслей: неужели Господь меня оставил и теперь так плохо будет всегда?
Картина, знакомая многим из нас. Практически каждый получил в жизни опыт, о котором хотелось бы просто забыть и больше к нему не возвращаться. Ситуация, когда мы в полноте испытали состояние беспомощности и покинутости. Казалось бы, дела давно минувших дней. Сколько воды утекло. Обстоятельства давно изменились. Однако бывает достаточно незначительного повода, что-то увидел краем глаза или случайно услышал, и старые раны напоминают о себе. Начинают ныть с новой силой. Волнами накрывает жалость к себе, обида, ощущение безысходности. И мы опять можем переживать эти унылые моменты час за часом, день за днём, а порой, в особо сложных случаях, это длится неделями и даже месяцами. В такие периоды мы становимся просто невыносимыми для окружающих и самих себя. И что противопоставить этому состоянию, мы не знаем.
Поэтому приглядимся к тому, что делает псалмопевец. Он отказывается пребывать в этих тяжёлых чувствах и подвергать себя этой пытке бесконечно. Он говорит: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». И далее он перечисляет события священной истории. В первую очередь те, которые связаны с чудесным и неожиданным действием Бога в судьбе еврейского народа. Евреи томились в египетском рабстве, но Бог нежданно-негаданно, вопреки всем прогнозам и представлениям, вывел их оттуда и привёл в Землю Обетованную, где они создали могущественное государство.
Итак, рецепт, который предлагает псалмопевец, прост. Когда на душе скребут кошки, до слёз жалко себя, когда грызёт тоска или чувство одиночества, худшее, что мы можем сделать, — продолжать концентрироваться на этих переживаниях. Необходимо совершить усилие воли и перевести фокус внимания на события священной истории. Но не просто прочитать о них. Необходимо пропустить текст Писания через своё сердце. Вжиться в ту ситуацию, о которой он рассказывает. И, наоборот, постараться перенести события священной истории в свою жизнь.
Эта практика активного отождествления себя с тем, о чём говорит текст Писания, была хорошо известна отцам христианской Церкви. Её называли мелете, то есть молитвенное размышление. Такой способ чтения не только помогает нам выйти за пределы своих тяжёлых мыслей и чувств, это ещё и привлекает к нам божественную благодать. Господь даёт ощутить радость Своего присутствия, мгновенно разгоняет душевный мрак и тоску и выводит нас из ада наших воспоминаний к свету Своего воскресения.
Псалом 76. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 76. (Церковно-славянский перевод)
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.