
Если вы знакомы с «Исповедью» блаженного Августина, наверняка вы не могли пройти мимо одной его фразы, потрясающей своей глубиной. (большинство слушателей не имеют понятия о тексте этого творения, поэтому предлагаю немного по-другому начать, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности) Он говорит о Боге так: «Interior intimo meo et superior summo meo» (в этой фразе нет слов «Ты был» + лучше без латыни обойтись, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности). То есть — «Ты был (почему о Боге говорится в прошедшем времени? Получается, что Бог мог измениться или исчезнуть со временем?) глубже моей глубины и выше моей высоты» (Августин Аврелий, Исповедь, книга III, глава 6, § 11). Сейчас мы узнаем, что именно послужило источником такой вдохновенной фразы — а именно 23-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением.
Псалом 23.
Псалом Давида. [В первый день недели].
1 Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней,
2 ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, —
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23-й изображает картину единства величия — и одновременно близости Бога. Псалом открывается гимном о Боге-Творце: «Господня земля и что наполняет её». И это не просто утверждение собственности, принадлежности всего бытия Творцу — но и провозглашение фундаментальной, глубинной связи Творца и творения. Земля и вселенная — не случайность, не результат «игры в кости» — а осмысленный порядок, который Бог основал. Заметим, что здесь находится ключевое отличие ветхозаветного иудаизма от всех древних античных религий, соседствовавших с Иудеей. Древние видели Бога или богов как победителей изначального хаоса. Однако книга Бытия по-особому говорит о творении мира — на этом немного остановимся.
Термины «меоническое бытие» и «уконическое бытие» происходят из греческого языка и активно использовались в русской религиозной философии и богословии начала XX века (особенно у Николая Бердяева и священника Сергия Булгакова). Меоническое бытие (τὸ μὴ ὄν) — буквально «не-сущее», «не-бытие». Слово происходит от греческой отрицательной частицы μὴ («не») и причастия от глагола εἶναι («быть»). Меоническое бытие — это бытие, взятое на границе небытия. Это «не-полнота бытия», состояние, близкое к ничто, но при этом ещё не абсолютное ничто. Именно так и воспринимали действие Творца язычники: что-то уже было, некая праматерия, которая и организуется, оформляется высшими силами.
Но совершенно иное — это уконическое бытие (τὸ οὐκ ὄν) — также «не-сущее», но с другим оттенком: οὐκ — это полное отрицание бытия, абсолютное, радикальное. В отличие от «меонического», «уконическое бытие» — это абсолютное ничто, лишённость даже потенции бытия, абсолютное небытие. Это не динамическая свобода, которая есть в μὴ ὄν, а именно полное отсутствие всякой возможности, полная пустота и невозможность реализации. Библейская традиция однозначно утверждает: именно это и есть начало действия Бога Творца — «из небытия в бытие».
И далее псалмопевец задаётся вопросом: но кто достоин приблизиться к такому Богу? Псалом отвечает ясно: «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто». Дорога к духовной высоте пролегает через внутреннюю чистоту и искренность. Не обилие жертв, не глубина переживаемого страдания, не обилие добрых дел — а только внутренняя прозрачность.
Заключительная часть псалма — торжественный призыв открыть «вечные врата», чтобы «вошёл Царь славы». Здесь вечные врата — символ человеческого сердца и всего мироздания, ожидающего встречи с Богом. Господь предстаёт как сильный воитель, активно вступающий в борьбу против зла и несправедливости, побеждающий силы хаоса. И в этом Его победном входе раскрывается важнейший богословский парадокс: Бог одновременно бесконечно превознесён и бесконечно близок. Именно об этом — мысль блаженного Августина, с которой мы и начали. Этот парадокс достигает высшей точки в христианстве, где Бог воплощается во Христе, становясь полноценным человеком — но не теряя при этом Своей божественной природы.
Как же важно нам почаще вспоминать, что Бог — не отдалённый, внешний наблюдатель, а живой и активный Творец, ожидающий только одного: распахнутости, открытости наших сердец. И когда это происходит — мы действительно становимся соучастниками вечной славы Царя Вселенной — который для нас и создал всё это бытие!
Псалом 23. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
22 июня. О духовном смысле праздника Всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодня 22 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий (Рыпин).
Эта дата в этом году особенно удивительна, потому что именно 22 июня 1941 года, в День Всех Русских Святых началась Великая Отечественная война.
Если не только эту дату вспоминать, а вообще вспоминать землю русскую, то мы вспоминаем поимённо всех русских святых в этот день, свидетельствуя о том, как много наших предков и даже почти наших современников уже в двадцатом столетии было причислено к лику святых.
Чтобы явить нам плод этого спасительного сеяния, которое было посеяно Господом на русской земле с основанием Русской Церкви, потому что за неделю до того мы праздновали Всех святых, а в этот день мы сугубо вспоминаем именно русских святых, как тот плод, который произрастила русская земля уже, русский народ.
И для нас это чрезвычайно важно, потому что их молитвами утверждается Церковь Русская.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О важности сохранения народных промыслов

Сегодня 22 июня. День народных художественных промыслов.
О важности сохранения народных промыслов — протоиерей Игорь Филяновский.
День народных художественных промыслов — молодой праздник, и он совсем недавно появился на карте наших культурных событий.
С инициативой учреждения такой даты выступило в 2018 году Законодательное собрание Нижегородской области. Эта идея была поддержана правительством России, и в 2022 году праздник был установлен официально.
Россия — многонациональная страна, и в каждой области есть свои старинные обычаи и традиции, связанные с народными промыслами и художественным мастерством по производству сувениров и предметов быта.
Всемирно известны городецкая, жостовская, хохломская росписи, палехская миниатюра, торжокское и адыгейское золотое шитьё, вологодское кружево, оренбургские пуховые платки, ростовская финифть, красносельская скань, казаковская филигрань, гжельский фарфор, каслинское литье, дымковская игрушка, тверская вышивка, тульский пряник, клинская ёлочная игрушка.
В мире, где всё больше ценится уникальность и ручная работа, российские народные художественные промыслы становятся настоящей гордостью всей нашей страны.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину

Сегодня 22 июня. День памяти и скорби.
О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин обязан защищать свой дом, свою семью, своих родителей, своих детей. И уж тем более, понятно, он должен защищать своё Отечество.
Нет выше той любви, кто душу свою положит за други своя. И, конечно же, это особенно открывается тогда, когда нужно встать на защиту своего Отечества. Независимо даже от того, хорошее оно или в той или иной степени не очень.
Когда началась Великая Отечественная война, именно Церковь больше всего потерпела от той политики, от того государства, которое уничтожало священнослужителей, верующих. Но когда началась война, митрополит Сергий призвал всех встать на защиту Отечества.
И весь наш народ, верующий народ, встал и пошёл защищать своё Отечество, защищать свой дом, свою Родину. И в этом и есть настоящее проявление любви, проявление любви и к Богу, и к Отечеству не только земному, но и небесному. Потому что оно открывается нам в Отечестве земном.
Поэтому и для нас не должно быть вопроса —защищать или не защищать. А это наша святая обязанность — любить своё Отечество до конца дней своих, стоять на защите его, независимо от того, как, что и где происходит. Но проявлять эту любовь до конца.
Все выпуски программы Актуальная тема