
Как устроить свою жизнь наилучшим образом? Как её оптимизировать и уметь сосредоточиться на главном? Ответ на эти вопросы находим в 131-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 131.
Песнь восхождения.
1 Вспомни, Господи, Давида и всё сокрушение его:
2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 «не войду в шатёр дома моего, не взойду на ложе моё;
4 не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,
5 доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова».
6 Вот, мы слышали о нём в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.
7 Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.
8 Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего.
9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречётся её: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоём.
12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоём».
13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.
14 «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
18 Врагов его облеку стыдом, а на нём будет сиять венец его».
Ковчег Завета был величайшей святыней еврейского народа. В своё время его сделал Моисей по повелению Божию. Это был переносной ящик, в котором хранились скрижали с десятью заповедями, сосуд с манной, а также жезл Аарона. Все эти святыни напоминали евреям о том завете, который с ними заключил Господь. Находился ковчег в скинии, в походном храме, в его алтаре, который назывался святая святых. Писание говорит о том, что благодать Божия видимым образом покрывала ковчег.
Когда Израиль шёл из Египта в Землю Обетованную, священники несли ковчег впереди войска. Перед ковчегом расступались воды Иордана. Ковчег обносили вокруг города Иерихон перед тем, как его стены пали. Ковчег брали с собой в битвы, чтобы одержать победу. Именно перед ковчегом сам Моисей, а также первосвященники Израиля молились Творцу и получали откровение. Одним словом, ковчег был знаком присутствия Бога среди Своего народа.
Тот псалом, который только что прозвучал, в первой своей части отсылает именно к истории этой великой святыни. После того как евреи завоевали Палестину, ковчег переносили с места на место. Он обыкновенно находился там, где организовывали временное святилище для поклонения Богу. Какое-то время он даже находился в плену у филистимлян, врагов евреев. Потом опять вернулся к народу Божию и последним местом его нахождения был городок Кириаф-Иарим, который псалмопевец называет сегодня «поля Иарима». То есть получается, что евреи давно при помощи ковчега завоевали Землю Обетованную, построили себе жилища, но для святыни так и не сделали места упокоения.
Поэтому в начале песнопения и упоминается о царе Давиде. Он дал Богу клятву, что не успокоится, пока не построит дом для Господа и не перенесёт туда ковчег. И Давид исполнил клятву. Именно он завоевал Иерусалим, сделал его столицей Израиля и начал подготовку грандиозного строительства. Проект воплотил в жизнь его сын Соломон. При нём храм был возведён. Ковчег, наконец-то, занял своё место в сердце святилища. Как говорит сегодня псалмопевец, Сам Господь встал на месте покоя Своего. Начались регулярные богослужения.
Это время считается золотым веком в истории еврейского народа. Царство Давида, а потом и Соломона — величайшие монархии Древнего Востока. Писание утверждает, что такой силой и великолепием они обязаны именно тому, что правители заботились о Боге больше, чем о себе. Об этом говорится во второй части псалма. Господь обещает Давиду, что, если такой уклад жизни будет сохранён, слава не отойдёт от его наследников. И, напротив, как только что-то другое, помимо Творца, будет занимать сердца правителей, это будет крахом для их царства. История евреев прекрасно иллюстрирует эту истину.
Слова эти касаются и всякого из нас. Золотое правило предлагает нам псалмопевец. Если я вопреки своим страхам, тревогам и беспокойствам ставлю Бога на первое место, если я все свои силы бросаю на то, чтобы ради исполнения Его заповеди послужить окружающим меня людям, Господь устраивает мою жизнь наилучшим образом. Одним словом, когда Бог обретает покой в моём сердце, занимает там Своё место, всё вокруг меня сразу же оказывается на своём.
Псалом 131. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 131. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера имеет различные степени, и вполне очевидно, что есть те, чья вера сильна и действенна, а есть и другие люди — их вера находится на этапе становления. У апостола Павла есть очень интересные мысли о том, как должна себя проявлять сильная вера, и об этом апостол рассказал в 15-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Первая строка только что прозвучавшего отрывка апостольского послания отсылает нас к предшествующим размышлениям апостола Павла, в частности, к 14-й главе его Послания к Римлянам. В ней есть такие слова: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Павел был уверен, что в Церкви у каждого человека свой путь, и чья-то вера колеблется, а потому такой человек очень внимателен к пищевым ограничениям; он боится себя чем-либо осквернить, полагая, что идоложертвенная пища что-то значит, как что-то значат и сами идолы. Обращаясь к римским христианам из числа евреев, апостол Павел подразумевал и тех из них, кто продолжал быть под игом закона Моисея, не имея веры для освобождения от него. Таких людей апостол называл «немощными в вере» (Рим. 14:1).
Почему же люди, столь внимательные к пищевым ограничениям и боящиеся осквернения, а также соблюдающие закон Моисея, немощны в вере? Мы привыкли, что слабость веры проявляется иначе — как пренебрежение какими-либо ограничениями. Дело здесь в том, что Павел не верил в идолов, как не верил в действенность отжившего своё закона. Павел вообще ни во что не верил, кроме Христа. Сам он свою убеждённость выразил так: «Идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). А если это так, то осквернить человека может лишь то, что его отделяет от Бога; отделяет же от Бога грех, но никак не идоложертвенная пища или же несоблюдение, скажем, ритуальных постановлений книги Левит.
Но как быть с теми, кто ещё не взошёл на должную высоту веры?
Прозвучавший сегодня отрывок даёт нам исчерпывающий ответ: если вера человека сильна, то он должен «сносить немощи бессильных и не себе угождать». Иными словами, ему не стоит надмеваться собственной верой, не стоит гордиться, но подобает помогать тем, кто ещё слаб. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идёт о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям».
Увы, но зачастую получается нечто иное: мы, если ощущаем себя сильными в вере, свою силу пытаемся выставить на показ; мы редко обладаем той деликатностью, которая позволяет никого не уязвить. Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься об этом. Ну а тех, кто ещё слаб, апостол призывает не переживать из-за этого, а с верой и надеждой на Христа идти своим путём ко спасению, памятуя, что силу веры подаёт просящим Воскресший из мёртвых Спаситель мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философия родины и веры»

Гость программы — Николай Кавкин, философ, студент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, помощник депутата Государственной думы Российской Федерации.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поможем большой семье обрести дом

Николай — многодетный папа и очень трудолюбивый человек. Вместе со своей большой семьёй — супругой и пятерыми ребятишками — он много лет жил в сельской местности и работал на собственной ферме, которую построил вдвоём с отцом. От него Николай перенял любовь к труду, бережное отношение к земле и всему живому. Но сейчас от той прежней жизни осталась только привычка рано вставать. Любимой фермы и родного дома больше нет.
Однажды их село в Луганской области начали бомбить. Николаю с семьёй пришлось без раздумий оставить всё и уехать. В надежде найти жильё и работу они сменили несколько городов. И недавно вернулись в Луганскую область. От родного села почти ничего не осталось, поэтому семья обосновалась в другом. Здесь они обрели временный дом. Глава семьи устроился трактористом на ферму, а его супруга уборщицей. Детей пристроили в местную школу. Понемногу жизнь семьи стала налаживаться. Но сейчас возникла новая проблема. Необходимо найти другое жильё. Ведь очень скоро Николаю с супругой и детьми придётся покинуть временный приют.
Неподалёку, в том же селе, где они находятся сейчас, есть небольшой старый дом. Если его отремонтировать, в нём можно будет жить. А рядом с домом есть участок земли, на котором возможно создать своё хозяйство, что стало бы большим подспорьем для многодетной семьи. Покрыть часть затрат на новое жильё мог бы материнский капитал. Однако оформить его самостоятельно супругам не удалось.
Разобраться с документами, приобрести участок земли и отремонтировать дом им поможет Благотворительный фонд «Ясное дело». Сейчас на сайте фонда открыт сбор для многодетной семьи Николая, и вы можете его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов