Псалом 131. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 131. Богослужебные чтения

Псалом 131. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Как устроить свою жизнь наилучшим образом? Как её оптимизировать и уметь сосредоточиться на главном? Ответ на эти вопросы находим в 131-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Псалом 131.

Песнь восхождения.

Вспомни, Господи, Давида и всё сокрушение его:

2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:

3 «не войду в шатёр дома моего, не взойду на ложе моё;

4 не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,

5 доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова».

6 Вот, мы слышали о нём в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

7 Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего.

9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречётся её: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоём.

12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоём».

13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.

14 «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;

16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

18 Врагов его облеку стыдом, а на нём будет сиять венец его».

Ковчег Завета был величайшей святыней еврейского народа. В своё время его сделал Моисей по повелению Божию. Это был переносной ящик, в котором хранились скрижали с десятью заповедями, сосуд с манной, а также жезл Аарона. Все эти святыни напоминали евреям о том завете, который с ними заключил Господь. Находился ковчег в скинии, в походном храме, в его алтаре, который назывался святая святых. Писание говорит о том, что благодать Божия видимым образом покрывала ковчег.

Когда Израиль шёл из Египта в Землю Обетованную, священники несли ковчег впереди войска. Перед ковчегом расступались воды Иордана. Ковчег обносили вокруг города Иерихон перед тем, как его стены пали. Ковчег брали с собой в битвы, чтобы одержать победу. Именно перед ковчегом сам Моисей, а также первосвященники Израиля молились Творцу и получали откровение. Одним словом, ковчег был знаком присутствия Бога среди Своего народа.

Тот псалом, который только что прозвучал, в первой своей части отсылает именно к истории этой великой святыни. После того как евреи завоевали Палестину, ковчег переносили с места на место. Он обыкновенно находился там, где организовывали временное святилище для поклонения Богу. Какое-то время он даже находился в плену у филистимлян, врагов евреев. Потом опять вернулся к народу Божию и последним местом его нахождения был городок Кириаф-Иарим, который псалмопевец называет сегодня «поля Иарима». То есть получается, что евреи давно при помощи ковчега завоевали Землю Обетованную, построили себе жилища, но для святыни так и не сделали места упокоения.

Поэтому в начале песнопения и упоминается о царе Давиде. Он дал Богу клятву, что не успокоится, пока не построит дом для Господа и не перенесёт туда ковчег. И Давид исполнил клятву. Именно он завоевал Иерусалим, сделал его столицей Израиля и начал подготовку грандиозного строительства. Проект воплотил в жизнь его сын Соломон. При нём храм был возведён. Ковчег, наконец-то, занял своё место в сердце святилища. Как говорит сегодня псалмопевец, Сам Господь встал на месте покоя Своего. Начались регулярные богослужения.

Это время считается золотым веком в истории еврейского народа. Царство Давида, а потом и Соломона — величайшие монархии Древнего Востока. Писание утверждает, что такой силой и великолепием они обязаны именно тому, что правители заботились о Боге больше, чем о себе. Об этом говорится во второй части псалма. Господь обещает Давиду, что, если такой уклад жизни будет сохранён, слава не отойдёт от его наследников. И, напротив, как только что-то другое, помимо Творца, будет занимать сердца правителей, это будет крахом для их царства. История евреев прекрасно иллюстрирует эту истину.

Слова эти касаются и всякого из нас. Золотое правило предлагает нам псалмопевец. Если я вопреки своим страхам, тревогам и беспокойствам ставлю Бога на первое место, если я все свои силы бросаю на то, чтобы ради исполнения Его заповеди послужить окружающим меня людям, Господь устраивает мою жизнь наилучшим образом. Одним словом, когда Бог обретает покой в моём сердце, занимает там Своё место, всё вокруг меня сразу же оказывается на своём.


Псалом 131. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 131. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем