
Как-то раз я ехал в маршрутке. Сидел в конце салона и видел всех пассажиров. Среди них была компания из четырех подростков. Они громко кричали, хохотали, махали руками. Пассажирам было дискомфортно.
Когда мы подъехали к очередной остановке, я увидел, как три пары цепких рук схватились за поручни, и оттолкнувшись от них, парни выскочили в дверь, которая открылась сзади салона. Выскочили, сзади, чтобы не проходить мимо водителя и не платить за проезд.
Я посмотрел на место, где сидела компания. Там остался только один паренёк из четверых. Двое из компании уже убежали, а третий задержался и махал оставшемуся в маршрутке товарищу, предлагая бежать за ними.
И тут четвёртый парень встал, но пошёл не на выход, а вперёд, к водителю. Достал и протянул плату за проезд. А потом смущённо и тихо произнес: «Простите».
И лишь после вышел и побежал догонять свою компанию.
Меня эта простая сцена заставила задуматься, о том, что этому парню для того, чтобы соблюсти приличие, чтобы поступить по совести потребовалась воля. Побежать вместе со всеми было легко и плыть по течению просто. У молодого человека была возможность убежать, но он этого не сделал, а нашёл в себе силы еще и извиниться.
Мне кажется, это — полезный урок для духовной жизни. Так сложно быть белой вороной! Но христианин всегда выделяется. Он всегда не от мира сего. Неизвестно был ли молодой человек христианином. Однако, он показал, что христианская жизнь — это о свободе выбирать: плыть по течению или быть белой вороной, но с Богом. Трудный выбор. Но все возможно в укрепляющем меня Иисусе Христе!
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Как собака друга искала

Давным-давно в лесу жила Собака. Одна-одинешенька. Скучно ей стало, и захотелось Собаке друга найти. Но только такого сильного и смелого, который никого бы в лесу не боялся.
Встретила она на тропинке Зайца и говорит:
— Давай, Заяц, с тобой дружить, вместе веселее жить!
— Давай, — согласился Заяц.
Нашли новые друзья себе вечером местечко для ночлега и легли спать. Ночью вспорхнула с куста птичка. Собака услышала шорох — вскочила, да как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит Собаке. — Услышит Лиса, придет сюда и нас съест. Нет уж, лучше я один буду жить.
На другой день Собака на поляне Лису встретила и говорит:
— Давай, Лиса, с тобой дружить, будем вместе жить!
— Что ж, вместе не так скучно, — согласилась Лиса.
Легли они ночью спать в лисьей норе. Ночью пробегала мимо мышка, Собака услышала шорох, залаяла.
— Уходи, ты мне спать мешаешь, — сказала Лиса. — Не хватает ещё, чтобы Волк на шум прибежал. Он, когда голодный — сердитый, и мне тогда не поздоровится...
«Неважный это друг, — подумала Собака. — Зато Волк, наверное, никого в лесу не боится».
Распрощалась Собака с Лисой, и пошла искать Волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Годится, — отвечает Волк.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, Собака услышала — да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и стал ругать Собаку:
— Услышит Медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас на мелкие кусочки. Лучше уж я без всяких друзей жить буду...
Нашла Собака на лесной поляне Медведя и говорит:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит Медведь. — Айда ко мне в берлогу.
Наступила ночь. Легли они спать. А ночью Собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Зачем ты лаешь? Пойдёт человек на охоту, и найдёт меня... Уходи, мне такие друзья не нужны....
Прибежала собака в село, постучалась в крайний дом и говорит:
— Человек, человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился Человек. Легли они спать. Услышала Собака, как к курятнику прокралась его старая знакомая — Лиса, залаяла, та и убежала прочь.
Вышел Человек посмотреть, почему Собака лает, увидел лисьи следы, и понял, как хорошо верного друга и помощника иметь. Накормил он Собаку, приласкал, тёплую конуру ей построил возле своей избы.
Ночью Собака лает — дом охраняет. А Человек ей за это только спасибо говорит.
С тех пор Собака и Человек вместе дружно живут. В точности по русской пословице: нет друга — так ищи, а нашёл — береги.
(по мотивам русской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
ДоброГжель Василия Панина

Фото: PxHere
Один из видео сюжетов в социальных сетях познакомил меня с жителем Гжели, о котором я хочу вам рассказать.
Василий Панин родился в Подмосковье, в многодетной семье: у него было девять сестёр и братьев. Семья была неблагополучной: родители много пили и рано умерли. Наш герой хорошо помнит свою бабушку — папину маму, которая оформила опеку над Васей с младшим братом и забрала их к себе. «Дома у бабушки было тепло и пахло пирогом», — вспоминает мужчина. Правда, оттуда часто приходилось уезжать в специальный санаторий, где они с братом лечились от туберкулеза.
Бабушка навещала мальчиков в санатории, а позже — в детском доме, куда сама их оформила, состарившись. «Не подумайте, что она нас бросила, — объясняет Василий. — Просто в последние годы по состоянию здоровья уже не могла быть опекуном».
Бабушки не стало, когда подростку исполнилось четырнадцать. В детдоме он не чувствовал себя одиноким: дружил с ребятами, с уважением относился к воспитательницам, которые старались облегчить жизнь сирот. «Летом они у нас в группе клеили обои, а на Новый год угощали домашними заготовками», — рассказывает о наставницах Панин.
Сегодня Василий живёт в подмосковном селе Гжель с семьёй: женой Оксаной и дочерью Александрой. У супругов свой небольшой бизнес: они разводят собак декоративной породы чихуахуа. А ещё у него собственный благотворительный проект под названием «ДоброГжель», созданный в мае 2017 года.
Незадолго до этого соседка попросила Василия Панина собрать и отвезти подарки воспитанникам Калязинского детского дома «Родничок», что в Тверской области. Бывший детдомовец согласился, и со временем «Родничок» стал одним из подшефных «ДоброГжели».
Потом помощь понадобилась Ирине, девушке из соседнего города Бронницы с диагнозом «детский церебральный паралич», которая не могла передвигаться на обычной инвалидной коляске и нуждалась в электрической. Василий обратился за поддержкой к землякам, а когда собрал большую часть суммы, сотрудники соцзащиты предоставили Ирине коляску бесплатно! Собранные деньги Василий передал на лечение детям.
С тех пор Панин помогает местным жителям постоянно. К нему в фонд «ДоброГжель» обращаются многодетные и малоимущие, пожилые и больные, инвалиды и погорельцы. А ещё с недавних пор доброгжельцы проводят концерты и новогодние «Ёлки желаний».
Когда Василия Панина спрашивают, почему он всем этим занимается, он говорит: «Я делаю то, что когда-то делали для меня».
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 85. Богослужебные чтения

Не каждому человеку довелось в жизни испытать банкротство — но, не сомневаюсь, определённое представление об этом тяжёлом испытании есть у каждого. Однако, кроме финансового банкротства, бывает и иное — духовное. Именно о нём говорит пророк Давид в 85-м псалме — который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Чтобы понять, как можно стать «духовным банкротом», для начала хотя бы немного вспомним, из чего слагается обычное банкротство. Это, как правило, несколько критических составляющих: неплатёжеспособность по взятым долгам, недостаточность активов, публичная продажа всего, что имеет хотя бы какую-то стоимость по бросовым ценам, и, наконец, существенный провал в репутации. Едва ли кто захочет иметь дело в будущем с вчерашним банкротом!
Давайте теперь попробуем перевести эти параметры в духовную плоскость. Когда человек становится «неплатёжеспособным»? Вы удивитесь, но вовсе не тогда, когда он ощущает себя грешником! Грешники «духовные кредиты» не берут — зная, что отдавать-то нечем! А вот «мнимые праведники» — ещё как! «Духовный кредит» — уверенность в том, что человек имеет достаточно оснований «духовной кредитной истории», чтобы милость Божия была снова и снова явлена ему. И тут вдруг — бац! — а нет больше доверия должнику: ваш «лимит» исчерпан, и со всех сторон начинают сыпаться напасти одна жёстче другой!
«Недостаточность активов» — прежде всего, самый главный актив — это собственно вера: чем её больше, чем она твёрже — тем большие испытания может человек пережить без внутреннего разрушения. Это — в теории. А на практике — точно, как с банкротством: когда нечем платить по кредитам, то, как правило, и активы все почему-то распроданы. Приходит беда — отворяй верой ворота, а вера-то куда-то испарилась. Словно бы и не было вообще!
«Публичный аукцион» — это когда твоя полная духовная несостоятельность становится очевидной окружающим: уже не помогают никакие ни социальные роли, ни надетые маски, ни шаблонные фразы. В глазах окружающих быстро превращаешься в «токсичного» — и они предпочитают обходить тебя стороной, дабы не «заразиться». Вот и подошли мы к самому краю — обрушению репутации — прежде всего в собственных глазах — ну и потом для окружающих. Оказавшись «духовным банкротом», человек ясно осознаёт: да, ему уже нечего предъявить Божественному заимодавцу. Казалось бы, это — ужасно. А в духовной жизни — это едва ли не самое лучшее состояние, только находясь в котором и может человек поднять голову вверх, к Небесному Отцу — и начать молиться по-настоящему, не из позиции «веры», «уверенности», или, помилуй Бог, «духовной состоятельности».
Так что проникнемся, дорогие друзья, правильной «непотребностью» царя Давида — и напитаем свою тощую душу его живительными, согревающими, вдохновляющими словами!