Сотни полторы километров от Москвы по Горьковскому шоссе, потом поворот налево, в сторону Александрова, еще около полусотни километров – и вот оно, Снегирево.
«Село это растянулось вдоль речки в низине, – писал о Снегиреве в 1961 году певец владимирской земли писатель Владимир Солоухин, сам родом их этих же мест. – Окнами оно смотрит на высокий холм, заросший елями. На макушке холма выглядывает из елей небольшая колоколенка. Издали можно подумать, что деревья вплотную подступают к церкви, но когда подъедешь ближе, оказывается, что вокруг церкви есть просторная поляна и даже запущенный липовый парк… Здесь стояла усадьба князей Салтыковых с прекрасным дворцом, с флигелями, конюшнями и даже с оранжереей».
Современники утверждают, что в оранжереях выращивались даже персики. Но это так, небольшая, хотя и интересная деталь.
Усадьбы давно уже нет. А храм Воздвижения Креста Господня стоит уже двести лет…
Это классический трехчастный храм, он увенчан бельведером, который служит колокольней, что делает храм единственным в своем роде. Своды главного алтаря украшает изображение Тайной вечери, писаной с картины знаменитого Леонардо да Винчи. Изображение написано на золотом фоне и в ясные солнечные дни сияет, производя неизгладимое впечатление. Стенная живопись и роспись сводов выполнена в небесных тонах. Торжественность добавляют золоченые двухъярусные иконостасы с резными царскими вратами.
Существует легенда, что хозяин здешних мест генерал-фельдмаршал Николай Иванович Салтыков, будучи тяжело ранен, дал обет построить храм. И произошло это в праздник Воздвижения Креста Господня. Князь Салтыков – это такая фигура, которой следовало бы посвятить отдельную передачу. Но мы скажем немногое. Из своих 80-ти лет жизни 68 он беззаветно служил Отечеству. Вы не ослышались. Он начал службу рядовым лейб-гвардии Семеновского полка 12-ти лет от роду, хотя еще годом ранее вместе с отцом участвовал в походе русского корпуса на Рейн. Войны, походы и государева служба. Начав рядовым, закончил службу генерал-фельдмаршалом… А в войну 12-го года даже управлял империей во время отъезда Александра I за границу.
После революции от имения остались только воспоминания да старые фотографии. Церковь не закрывалась, но значительно обветшала. Парк зарос, наполовину высохли пруды. От всей усадьбы осталась одна богадельня.
Но… перенесемся на минутку за 70 километров от храма, в город Александров. Там в XVII веке в Александровском Кремле преподобным Лукианом Александровским был основан Свято-Успенский женский епархиальный монастырь. В 1923 году обитель закрыли.
Но в 1991 году в Свято-Успенском монастыре возобновилась монашеская жизнь. Важным событием в жизни Снегиревского храма, о котором мы и ведем рассказ, стало открытие Крестовоздвиженского подворья в Снегиреве. И в жизни храма начался новый этап.
Отремонтировали бывшую богадельню усадьбы Салтыковых, привели в порядок прилегающую территорию. Иными словами, начали воссоздавать утраченную красоту этого уникального места. Расчистили святой Борисоглебский источник, который издавна называли Глебов колодец, так как освящен он в честь благоверных князей Бориса и Глеба. С древних времен источник этот почитался как целебный, и среди местных жителей сохранялась память о многих совершившихся здесь исцелениях.
Восстановлена усыпальница князей Салтыковых. Храм обнесен каменной оградой. На территории, прилегающей к храму, выстроены жилые и хозяйственные помещения, возведена деревянная часовня в честь святых Жен-мироносиц. По просьбе прихожан и жителей села и на их средства восстановлена часовня на кладбище.
На праздничные богослужения в храме собираются многочисленные паломники, приезжающие издалека в этот благодатный и дивный по красоте уголок России.
Достаточно побыть здесь буквально час, чтобы почувствовать какое-то особое тепло и умиротворение, какое может быть только в том месте, где стоит храм…
Костромская область. Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь
На севере Костромской области, близ города Макарьев, есть старинный Троицкий Макариево‑Унженский монастырь. Само его название может поведать о многом. Унженской обитель именуется, поскольку стоит на берегу реки Унжи, Троицкой — потому что главный храм посвящён Святой Троице. А Макариевым монашеское поселение названо именем его основателя, преподобного Макария.
Подвижник родился в четырнадцатом веке в Нижнем Новгороде. В юности принял иноческий постриг. В зрелые годы создал монастырь близ родного города на Волге, и много лет управлял им. Но в 1439 году казанский хан Улу Мухаммед захватил Нижегородские земли и разорил процветающую обитель. Тогда преподобный Макарий и отправился на север, в Костромские леса. Поставил крест в безлюдном месте на берегу Унжи и выкопал келью-пещеру. Рядом со старцем поселились ученики. Вместе они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. У стен этого храма преподобного и похоронили в 1444 году.
В дальнейшем Макарьевский монастырь на Унже расширялся и благоустраивался. Особое внимание ему уделял первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович. Государь дважды совершил паломничество в Троицкую обитель. В первый раз он приехал сюда в 1612 году, ещё отроком, незадолго до своего восшествия на престол. Второй раз — в 1619-м. Царь тогда участвовал в торжествах, посвящённых прославлению преподобного Макария Унженского в лике святых.
Покровителем Макарьевского монастыря был и сын Михаила Фёдоровича — Алексей Михайлович Романов. Благодаря царским пожертвованиям Троицкий храм в 1670 году перестроили в камне. Рядом возвели каменную же церковь, посвящённую преподобному Макарию. Под её сводами поместили мощи праведника, обретённые нетленными.
В восемнадцатом веке архитектурный ансамбль Унженской обители дополнили Благовещенский и Никольский соборы, трапезная палата и братские корпуса. Тогда же была построена Успенская церковь с примыкающими к ней больничными палатами. Здесь в годы Первой мировой войны в начале двадцатого столетия разместился лазарет для раненых воинов.
Богоугодную жизнь северного монастыря нарушила революция 1917 года. Безбожники закрыли обитель, выселили братию, а в храмах разместили тракторную станцию и склады зерна. Мощи преподобного Макария передали в краеведческий музей.
Останки праведника вновь стали принадлежать Православной Церкви в 1990 году. Мощи поочередно пребывали в различных храмах Костромской епархии. Когда же в 1994-ом Троицкий монастырь был возрождён, святыня вернулась под своды Макариевского храма. Со всех концов России люди приезжают в обитель на реке Унже, чтобы помолиться у раки с мощами преподобного Макария.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас на Угре)
Спас на Угре — так именуют в народе Преображенский Воротынский женский монастырь в двадцати километрах от Калуги, на живописном берегу реки Угра. В этот месте, в далёком 1480 году сошлись русское и ордынское войска. И случилось чудо: спустя 5 дней ожидания битвы, ордынцы без боя отступили! «Не оружие, не мудрость человеческая, а Сам Господь спас ныне Россию», — свидетельствовали летописцы, современники этой удивительной победы. Событие, положившее конец ордынскому игу на Руси, вошло в историю как «Стояние на реке Угре». В память о нём в начале 16-го века и был построен здесь монастырь. Возводился он на пожертвования князей Воротынских, и это нашло отражение в его названии — Спасо-Преображенский Воротынский. Основал обитель, по преданию, преподобный Тихон Медынский. Изначально монастырь был мужской. Вокруг него образовалось село, которое получило название Спас. Носит оно его и сегодня.
Такова, вкратце, история основания обители, великолепный вид на которую открывается путешественникам на подъездах к селу. Издалека белеют на фоне лугов и лесов конусообразные, шатровые башенки-купола её церквей — Преображенской и Введенской, и высокий шпиль колокольни. «Единственный в окрестностях Калуги храмовый ансамбль допетровской эпохи», — так описывают монастырь Спас на Угре путеводители. А те, кто там побывал, называют обитель тихим молитвенным уголком, где всё дышит тёплым, почти домашним уютом. Ухоженная территория с беседками, оградками из природного камня и садовыми скульптурами — миниатюрными храмами, домиками, птицами и даже Ноевым ковчегом, на носу которого примостился маленький слон. Здесь можно сверить время по мраморным солнечным часам. На них выгравированы слова апостола Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро...». На небольшой территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря уместились храмы, келейные и служебные корпуса, гостиница для паломников, церковная лавка и трапезная, где можно отведать мороженое, приготовленное руками монахинь из ягод и фруктов монастырского сада.
Белоснежные храмы — скромные снаружи и великолепно украшенные внутри. Сегодня в их стенах не смолкает молитва, и трудно представить, что ещё не так давно монастырь стоял фактически в руинах. В советские годы обитель была закрыта. И хотя имела статус исторического памятника, о её сохранности не заботились. Разрушились своды и кровля храмов, в стенах образовались глубокие разломы. Возрождение и восстановление монастыря началось в 2007-м году. И сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь вновь стал местом молитвы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Обоянь. Собор Александр Невского ( Курская область)
В Курской области есть городок с приятным слуху названием Обоянь. Имя своё он получил по реке Боянь, в устье которой была в середине 17-го века заложена крепость. Но когда идёшь по улицам неспешным шагом, кажется, что город нарекли так из-за его обаяния. Обоянь хоть и маленький, но очень уютный и живописный. Здесь сохранилось множество старинных зданий и целых восемь храмов. Один из них — собор святого благоверного князя Александра Невского.
Пятиглавый исполин из красного кирпича с серебристыми куполами встречает нас на улице Луначарского. Храм — памятник архитектуры регионального значения, великолепный образец русско-византийского стиля. От русской архитектуры здесь — нарядные «кокошники», так называются декоративные элементы на фасаде, напоминающие формой традиционный женский головной убор. От византийской — широкие, массивные полусферические купола вместо привычных «луковиц».
Собор Александра Невского был заложен в память о чудесном спасении императора Александра III и царской семьи при крушении поезда под Харьковом, близ станции Борки в октябре 1888 года. Церемония освящения закладного камня состоялась спустя три года после этого события, в 1891-м. Строился храм на частные пожертвования, в основном от городского купечества. Средства поступали нерегулярно, поэтому строительство продвигалось медленно, с большими паузами и завершилось только в 1907 году. В храме создали редкой красоты иконостас — деревянный, четырёхъярусный, резной, позолоченный. Богатые горожане жертвовали церкви серебряные и золотые богослужебные сосуды, оклады для икон и Евангелия с драгоценными камнями. Буквально через несколько лет всё это оказалось в руках безбожников — во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.
Сам собор власти довольно долго не закрывали, но и его эта участь, увы, не миновала. После закрытия в 1930-х, было предпринято несколько попыток взорвать храм — к счастью, неудачных. Какое-то время собор служил зернохранилищем, а в 1984-м году в нём разместился молодёжный спортивный клуб. Просуществовал он в стенах святыни недолго — уже в начале 1990-х собор вернули Русской Православной Церкви. Покалеченное здание с разобранным центральным куполом и заложенными кирпичом окнами восстановили. И сегодня он украшает Обоянь в своём первозданном величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия












