Главной православной святыней Праги считаются чудотворные мощи святой мученицы Людмилы Чешской, покоящиеся в базилике святого Георгия Победоносца в Пражском Граде.
Святая Людмила была супругой первого христианского правителя Чехии князя Борживоя из династии Пржемысловичей. Она родилась около 860 года, еще совсем юной вышла замуж за чешского князя, а вскоре вместе с мужем приняла христианство. Считается, что княжескую чету окрестил сам святой Мефодий, служивший в ту пору архиепископом Великой Моравии.
Супруги много сделали для укрепления новой веры, построили первый в Чехии христианский храм, пригласили священников из Болгарии. Однако Борживой вскоре умер, а вдова уединилась в своем замке Тетин, где всецело посвятила себя воспитанию внука Вацлава, будущего князя и святого покровителя чешских земель.
В 921 г. святая Людмила была злодейски убита по приказу своей невестки, язычницы Драгомиры, недовольной растущим влиянием свекрови на юного Вацлава. Двое убийц прокрались в спальню 60-летней княгини и задушили ее вуалью прямо во время молитвы.
Поначалу Людмилу похоронили на кладбище около ее вдовьего замка Тетин, где она была убита. У ее могилы стали происходить первые чудесные случаи исцеления. Через четыре года ее внук Вацлав, уже став князем, распорядился перенести останки бабушки в базилику святого Георгия Победоносца в Пражском Граде.
Поток паломников к чудотворным мощам святой Людмилы Чешской не иссякает уже много веков. Ее гробница находится в отдельной часовне, но часовня в обычные дни закрыта для посещения. Только один раз в году православные верующие получают возможность помолиться у мощей святой Людмилы - по сложившейся традиции это происходит каждый год 28 октября в 16 часов.
В Пражском Граде пребывают мощи еще трех православных святых. Внук святой Людмилы святой Вацлав, которого Русская православная церковь почитает как святого мученика Вячеслава Чешского, похоронен в Свято-вацлавской часовне собора святого Вита. В этом же соборе находятся мощи святого Вита Сицилийского, а в часовне Всех Святых, примыкающей к Старому королевскому дворцу Пражского Града, можно поклониться мощам святого Прокопия Сазавского, основателя знаменитого Сазавского монастыря.
На протяжении почти ста лет кафедральным православным собором в Праге был храм святителя Николая Чудотворца на Староместской площади. Этот великолепный храм в стиле барокко, Он был возведен по проекту выдающегося чешского зодчего Килиана Игнаца Динценгофера, отличается великолепием и служит украшением центральной части города по сей день. Сейчас православные богослужения в соборе святителя Николая проходят только раз в год на Пасху.
На русском участке пражского Ольшанского кладбища возвышается Успенская церковь. Строгий храм в лучших традициях псковского и новгородского зодчества возведен в 1924 году по проекту архитектора Владимира Брандта. Фрески и мозаика над главным входом созданы по эскизам знаменитого Ивана Билибина.
Так что достопримечательности Праги – не только костелы и пиво. Здесь есть и настоящие православные святыни.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема








