Приехать в Грузию и не побывать в Джвари – такое просто немыслимо! Это то место, откуда в Иверии начало распространяться христианство, здесь, на вершине горы неподалеку от Мцхеты водрузила свой крест равноапостольная Нина. Кстати, именно так и переводится Джвари с грузинского - крест. От креста святой Нины происходило много чудес, и уже в четвертом веке скала, на которой он стоял, стала местом паломничества. А спустя еще два столетия здесь образовался монастырь.
А какая прекрасная панорама открывается отсюда! Внизу «шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и на стрелке этих двух рек древняя Мцхета краснеет черепичными крышами многочисленных одноэтажных домиков.
Если уж мы вспомнили «Мцыри» Лермонтова, то стоит процитировать и дальше, ведь именно Джвари – тот монастырь, «столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод» которого описывает Михаил Юрьевич в своей поэме. В общем-то, с тех пор немного здесь изменилось – старинная каменная ограда по-прежнему остается обрушенной. Угроза разрушения грозила всему монастырскому комплексу, она была настолько серьезной, что в 2004 году Международный фонд памятников архитектуры включил Джвари в список объектов, которые могут быть полностью утрачены. Но, к счастью, после недавней реставрации ученые признали, что опасность миновала.
А храм Джвари действительно уникален. Он стоит на вершине скалы и как будто является ее частью. Грузинские зодчие шестого века не стали возводить здесь монументальную базилику, они предпочли поставить крестообразную церквушку небольшого размера – это архитектурное решение оказалось выигрышным для всего окрестного ландшафта.
Аскетизм, простота, возведенная в степень гениальности, отличает и внутреннее пространство храма – идеальные пропорции, чистые линии, отсутствие какой-либо декоративности. Здесь вы не увидите фресок – во времена, когда храм строился, было не принято расписывать стены, а в дальнейшем монастырь не менял своего облика.
В центре храма отмечено место, где, по преданию, стоял крест равноапостольной Нины. По меркам сохранившегося основания в 1995 году в Тбилиси был изготовлен кипарисовый крест высотой четыре метра. Это Распятие торжественно перенесли крестным ходом в Джвари, где водрузили на пьедестал. Тогда же здесь после многолетнего перерыва был возобновлен мужской монастырь. И если во времена Лермонтова в обители жил «один старик седой, развалин страж полуживой», то сейчас в Джвари - восемнадцать монахов и послушников.
В отличие от многих горных монастырей, в Джвари попасть очень легко. Мцхету от Тбилиси отделяют какие-нибудь пятнадцать километров, здесь постоянно ходят маршрутки. На скалу Креста от Мцхеты можно доехать на машине – дорога вполне позволяет. А можно взобраться пешком – почему бы не потрудиться ради подвига?
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема