Каппадокия – заповедный уголок в центральной Турции, фантастический мир, который до сих пор таит в себе множество загадок. Миллионы лет назад два вулкана выплеснули здесь на землю невероятное количество расплавленной лавы. Огненное море остыло, его глубины и волны застыли, превратились в горы и пропасти. И тогда за дело взялись дождь и ветер, солнце и землетрясения. Застывшая магма стала материалом для создания самых невероятных скульптурных форм – природа проявила себя как художник с большой фантазией.
Когда бредёшь среди каппадокийских каменных водопадов, мимо гигантских грибов с лихо заломленными шляпками, среди фигур, в которых угадываются сказочные персонажи – трудно поверить, что всё это нерукотворное. А потом вдруг кажется, что ты попал в параллельный мир, где действуют свои, особые законы. И в этой невероятной догадке есть своя правда.
В каменной стране скрывались монахи, начиная с самых первых веков христианства. Во времена гонений они бежали сюда от преследования, позднее - от собственных страстей. Именно здесь, в Каппадокии, появились первые общежительные монастыри.
Сокровенная жизнь скального города открылась не так давно, лишь в начале двадцатого века. Исследования ошеломили учёных – оказалось, что в Каппадокии очень мало внимания уделялось таким простым вещам, как приготовление еды, здешние жители почти не заботились об элементарном удобстве, зато многочисленные храмы поражают своими вдохновенными росписями. Уникальная фресковая живопись возникла благодаря взаимопроникновению самых различных культур – среди каппадокийцев были греки, армяне, грузины, копты.
И хотя практически не сохранилось письменных свидетельств о каппадокийской повседневности, в скальных фресках – предельно искренних, правдивых в своей простоте, как в зеркале отразилось течение жизни пещерного города. Иноки служили камертоном чистоты для окружающих, тысячи людей принимали христианских подвижников как эталон нравственности.
Каппадокийцы до сих пор остаются для христиан примером самоотверженной жизни во Христе. Стоит вспомнить хотя бы такие имена, как Василий Великий и Григорий Богослов – оба вселенских учителя Церкви были жителями Каппадокии. Каппадокийское монашество явило таких святых, как Георгий Победоносец, Савва Освященный, просветительница Грузии равноапостольная Нина – можно назвать более ста имён. И этот отрадный список - не менее удивительное, чудесное, невероятное явление, чем фантастические каменные фигуры Каппадокии.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.