С православной верой Швеция познакомилась почти тысячу лет назад, едва новгородские купцы пересекли Балтийское море и достигли скандинавских берегов. О тех временах и сейчас напоминают развалины древнего Никольского храма неподалеку от Стокгольма.
Шли века, Швеция стала лютеранской страной. Православие по-прежнему занимало здесь особую нишу. В 1617 году, после подписания Столбовского мирного договора, православные получили официальное разрешение шведских властей «по своей вере молитвенный амбар иметь». Собственно, эта дата считается началом официального присутствия Русской церкви в Стокгольме.
В столице Швеции был выстроен добротный русский двор, одно из помещений которого заняла домовая церковь. Чуть позже в Стокгольме появляется русская дипломатическая миссия, и ее председатель, князь Андрей Хилков, устраивает еще один храм, посольский. Во время Северной войны всех русских, которые находились в Стокгольме, поместили под надзор, разрешив им иногда совершать литургию в купеческой церкви. Но периодически храм закрывали в наказание за то, что пленники пытались бежать.
После того, как был заключен мир, богослужения возобновились. Русской церкви выделили новое помещение в городской ратуше. Сейчас в этом здании находится музей, и если подняться на самый верхний его этаж, то очутишься как раз в том месте, где молились русские купцы и дипломаты.
Русская церковь во имя Преображения Господня еще некоторое время не могла обрести постоянного пристанища. И только в начале двадцатого столетия окончательно разместилась на первом этаже жилого шестиэтажного дома в малонаселенном районе, который русские сразу же прозвали «Сибирью». Здесь почти пятьдесят лет служил протоиерей Петр Румянцев. Именно он выписал из Петербурга резной дубовый иконостас, который и сегодня украшает домовой храм в стокгольмской «Сибири». Недавно Преображенская церковь была признана памятником архитектуры.
Революционные потрясения коснулись и православных в Швеции. Преображенский приход потерял связь с родиной, перестал получать материальную помощь, и вскоре перешел под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Многим прихожанам эти перемены пришлись не по душе, одни стали посещать богослужения в финских православных церквах, другие молились в сербских, эстонских храмах.
Жители Стокгольма, которые хотели остаться частью Русской православной церкви, зарегистрировали общину во имя Сергия Радонежского. Новый приход арендовал здание при старинном лютеранском соборе Марии Магдалины, с 1996 года здесь регулярно совершаются богослужения на церковно-славянском языке. Церковь Сергия Радонежского стала настоящим русским островком на земле викингов.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница