Во времена Христа скала Голгофа возвышалась над холмом Гареб. Своим основанием она утопала в земле, и только округлая вершина черепом выступала над поверхностью. С арамейского «Голгофа» так и переводится – «череп». Свое имя скала подарила довольно большому пригороду Иерусалима. К Голгофе относились и окрестные сады, разбитые на месте бывшей каменоломни, и площадь, на которой собирались зеваки, чтобы посмотреть на казни.
За холмом пряталась лощина, в которую сбрасывали кресты и тела распятых преступников. Здесь был закопан среди прочих и Крест Христов. Только через три века царица Елена обретет его чудесным образом.
В византийский период в Иерусалиме бурно шло церковное строительство. В это время холм Гареб был срыт, скала обнажена. Христиане оборудовали Голгофу лестницей, вершину украсили золотым крестом.
С течением веков Иерусалим разрастался, архитектурная оправа Голгофы становилась все более сложной. И теперь скала, что стояла за пределами города – одна из главных святынь храма Гроба Господня. Голгофа возвышается над полом на пять метров, на ее вершине – площадка, на которой обустроены два алтаря – католический и православный. Чтобы попасть сюда, нужно подняться по лестнице – она расположена рядом с камнем Помазания.
Католический престол на Голгофе – тот, что справа, создан во времена крестоносцев. По преданию, он находится на том месте, где Спасителя пригвоздили ко Кресту. Этому соответствуют и названия - Алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол Пригвождения ко Кресту.
Левый алтарь принадлежит греческой православной церкви, его установили при византийском императоре Константине Мономахе. Он находится точно на месте Распятия. Отверстие, в которое когда-то был водружен Крест Христов, оправлено в серебро. Паломники встают на колени и благоговейно прикладываются к этому месту. Чуть поодаль на мраморном помосте Голгофы – черные круги. Они указывают, где стояли кресты, на которых распяли разбойников.
За престолом православного алтаря стоит Распятие. Его размеры в точности повторяют размеры Креста Господня. Изображения Иоанна Богослова и Богоматери рядом с Распятием украшены уникальными драгоценными окладами.
Точно под Голгофой находится придел Адама. По преданию, именно здесь погребен первый человек. За стеклом видна расщелина в скале – неестественная, против биологических слоев. Этот раскол произошел в момент, когда Господь умер на Кресте. Кровь Христова просочилась до черепа прародителя людей и смыла первородный грех. И с той минуты мрачное название скалы – «череп», название места, где происходили позорные казни, приобрело новое звучание, новый смысл, новое значение
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема