Что такое Лазурный берег, знает, наверное, каждый. А вот что такое Серебряный берег, знают далеко не все.
Скажем так, столица Серебряного берега – город Биарриц, прежде чем стать курортом, был рыбацкой деревушкой, жители которой занимались промыслом рыбы и китов. На гербе города изображен кит и гарпунщики в лодке. Но в XVIII веке врачи открыли целебность местного воздуха, насыщенного парами йода, и пользу морских купаний - и сюда потянулись курортники. Славой модного курорта Биарриц обязан Евгении Монтихо, ставшей впоследствии императрицей Евгенией, супругой императора Наполеона III. В 1854 на крутом берегу была построена «Вилла Евгения», императорская резиденция, куда ежегодно выезжал весь двор.
Частыми гостями здесь были и члены российской царской фамилии: вдова Александра II княгиня Юрьевская, императрица Мария Федоровна с княжнами Ксенией и Ольгой. Не отставали от них и русские аристократы. За ними следовали предприниматели и представители богемы.
Русская интеллигенция полюбила Биарриц и отзывалась о нем с восторгом. В 1897 году в отеле «Виктория» две недели провел Антон Павлович Чехов. Отель не сохранился, но маленькая площадь перед ним теперь носит имя писателя. Владимир Владимирович Набоков ребенком каждый год приезжал сюда с родителями. Федору Ивановичу Шаляпину принадлежала вилла неподалеку, в маленьком городке Сен-Жан-де-Люз. Поэты Серебряного века, художники, писатели, артисты – можно долго перечислять известные фамилии. Осенние месяцы с сентября по ноябрь называли «русским сезоном».
Мысль об устройстве русской церкви в Биаррице впервые возникла осенью 1879, и с этой целью тогда же открыли подписку. Инициатором стал настоятель православной церкви в городе По иеромонах Иродион, который и начал сбор средств на устройство церкви в Биаррице.
Сначала община молилась в приспособленном для этого помещении, но вскоре домовая церковь не могла вместить всех желающих.
В октябре 1890 года на земле, которую специально для этого приобрело русское правительство, была торжественно заложена церковь по проекту русского архитектора Никонова и француза Тизнэ.
А через два года церковь была освящена. Чудная погода благоприятствовала торжеству. Русская община и представители французских властей за неимением мест заняли не только церковь, но даже паперть и лестницу. В час дня состоялся парадный завтрак в отеле «Континенталь», а вечером город Биарриц, желавший выразить симпатию России, устроил фейерверк. Повсюду раздавались звуки русского гимна и крики «Вива ля Рюс». Но окончательная отделка церкви была завершена спустя еще шесть лет
С момента своего появления и по сей день величественный двухкупольный храм в византийском стиле является украшением Биаррица. Храм открыт для посещения три раза в неделю. Помимо русского служба проходит и на французском языке для потомков эмигрантов, утративших язык, но сохранивших веру, и для французов, принявших православие.
Именно здесь, в храме, поддержку и опору многие православные, по разным причинам оказавшиеся вдали от Родины.
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема