Псалом 13. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 13. Богослужебные чтения

Псалом 13. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В современном мире тревожные расстройства омрачают жизнь огромного количества людей. Мы переживаем за прошлое, настоящее и будущее, и находим повод переживать о том, что от нас совершенно не зависит. Но в чём же причина подобных страхов? Ответ на этот вопрос звучит в 13-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Псалом 13.

Начальнику хора. Псалом Давида.

1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Помню, как во время моей учёбы в университете у нас был преподаватель, открыто называвший себя материалистом. Однажды он начал лекцию со слов: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» и далее довольно много говорил о том, что Бог всегда должен быть в сердце человека, но не в смысле реального духовного существа, сотворившего небо и землю, а в смысле некоторой высшей идеи, которая систематизирует и приводит в порядок нравственные взгляды человека. То есть говоря о безумстве, он имел в виду не атеистов, но глупость тех, кто живёт, как говорится, «без царя в голове». Это позволяло ему, не кривя душой, говорить, что Бог есть, но подразумевать лишь идею некоего нравственного идеала. Кстати, с тех в его жизни многое изменилось и он стал по-настоящему верующим человеком.

Псалом 13-й, который мы сейчас услышали, начинается с рассказа о некоем условном безумце, который говорит, что Бога нет. Естественно, из этого можно сделать вывод, что уже в то время были разные точки зрения на вопрос существования Бога и находились те, кто считал, что Его нет. Однако, если мы задумаемся над контекстом псалма, над культурой народов, которые окружали его автора, мы поймём, что дело было совсем не в древнем атеизме тех или иных людей и даже народов. Это сегодня в рамках христианской цивилизации мы привыкли, что, если кто-нибудь говорит: «Бога нет» и не уточняет, какого именно Бога он имеет в виду, по умолчанию считается, что отрицается существование Единого и Истинного Бога Библии. Однако древние иудеи жили в окружении язычников, которые верили в существование большого числа богов. Когда такой язычник говорил иудею: «Бога нет», он говорил не как атеист, но отрицал бытие «Бога Авраама, Исаака и Иакова, Того, Кто сотворил небо и землю». Отказ от веры в истинного Бога приводил к тому, что люди развращались и отказывались от праведной жизни. Давид видит это и с горечью говорит, что среди сынов человеческих нет ищущих Бога и делающих добро. Но из псалма явно не следует, что развратились совершенно все, живущие на земле. Речь о тех, кто стремится уничтожить народ Божий и живёт беззаконно.

С точки зрения сегодняшнего подхода к вопросам веры, религиозная и нравственная позиция таких безбожников ни на что влиять не должна. Верят, не верят, какая разница? Однако отказ от веры в истинного Бога приводит к тому, что они, по слову Давида, начинают бояться того, чего бояться не стоит, и переживают страх, там, где нет ничего страшного. И хотя современная жизнь кажется совершенно другой, природа постоянной тревожности людей та же самая. Ведь сначала мы превратили Бога в высшую идею, практически безличную и формальную. А потом оказались в духовном одиночестве, потеряли Того, на Кого можно надеяться, ведь всё проконтролировать мы не способны. Впрочем, суть праведности с тех пор тоже не сильно изменилась, ведь как тогда, так и сейчас надежда праведника — Господь.


Псалом 13. (Русский Синодальный перевод


Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем