
Учениками Христа принято называть, в первую очередь, двенадцать апостолов. Что, безусловно, правильно. Апостолы постоянно следовали за Спасителем во время Его земного служения — слушали Его проповедь, видели Его чудеса. Однако существовали и люди, которые не могли открыто находиться рядом со Христом, но при этом тоже считались Его учениками — тайными. Одним из них был Иосиф Аримафейский. Святой Иосиф, иудейский старейшина, член Синедриона (верховного суда древнего Израиля), боялся до времени открыто заявить, что верит во Христа. Всё изменилось, когда Спасителя схватили и распяли. После казни Иисуса Иосиф перестал скрываться. Он отправился во дворец Понтия Пилата и попросил римского правителя Иудеи отдать ему тело умершего Христа. Иосиф взял на себя заботы по погребению Спасителя и отдал для захоронения собственную гробовую пещеру. Впоследствии Церковь прославила храбрость Иосифа Аримафейского в одном из проникновенных песнопений Страстной седмицы — недели перед Пасхой. Начинается оно со слов «Приидите ублажим Иосифа Приснопамятного». О содержании песнопения рассказывает священник Антоний Борисов.
Православная Церковь молитвенно вспоминает смерть и погребение Христа в Великую пятницу — пятницу недели перед Пасхой. В этот день в центре храма поставляется Плащаница — вышитая икона, на которой изображен умерший Спаситель. Плащаница выносится из алтаря священником. Прихожане подходят к иконе и благоговейно целуют её. А хор поет такие слова (переведем их сразу на русский язык):
«Придите, прославим Иосифа, навеки памятного, ночью к Пилату пришедшего и Жизнь всех (то есть Христа) испросившего: «Отдай мне Сего Странника, Который не имеет, где главу приклонить; отдай мне Сего Странника, Которого ученик коварный предал на смерть; отдай мне Сего Странника, Которого Матерь, видя висящим на Кресте, с рыданиями взывала и по-матерински восклицала: „Увы Мне, Дитя Моё! Увы Мне, Свет Мой и Жизнь Моя возлюбленная! Ибо предсказанное в храме Симеоном в сей день сбылось: Моё сердце меч пронзил, но в радость о воскресении Твоём плач претвори!“ Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, и святому воскресению!»
Прозвучавший текст вобрал в себя не только события Страстной седмицы, но отсылает нас и к пророчеству, рассказанному в начале евангельской истории. Пресвятой Богородице святой Симеон Богоприимец предсказал, что боль об умершем Сыне пронзит Её сердце, как нож. Что и произошло в итоге.
Песнопение «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», возможно, было написано святым Иоанном Дамаскиным, жившим в восьмом веке по Рождестве Христовом на территории Персидской империи. Но это только одна из версий. Дело в том, что богослужение Страстной недели в течение веков редактировалось и дополнялось многими церковными поэтами, став большим коллективным, но при этом цельным трудом. Давайте послушаем песнопение «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема