Христиане считают Пресвятую Богородицу своей общей Матерью и всё, что относится к земной жизни Девы Марии — Матери Иисуса Христа — дорого для верующих.
Сегодня мы говорим о Пресвятой Богородице и стихотворении протоиерея Николая Гурьянова «Молитвенное обращение ко Пресвятой Богородице».
Мария родилась в городе Назарете Галилейском. Её родители Иоаким и Анна — люди праведные и глубоко верующие — до старости не имели детей и очень скорбели об этом. Их молитвы были услышаны: родилась дочь, названная Марией. Девочке из Назарета Бог даровал высокое предназначение.
О чистой, смиренной жизни девы Марии трудно говорить обычными словами — хочется перейти на слог возвышенный. Так и сделал протоиерей Николай Гурьянов в своём «Молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице».
НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ:
В неизвестности, смиренно
В Назарете Ты цвела,
Средь молитв, уединенно,
Мирно жизнь Твоя текла.
Но Святой Своей десницей
Бог Тебя приосенил
И Небесною Царицей
Кроткой Деве быть судил.
Достигнув совершеннолетия, Мария была обручена с жившим в Назарете плотником Иосифом, потомком царя Давида. И тогда Бог послал в город Назарет к Деве Марии Архангела Гавриила с вестью о том, что именно она избрана быть Матерью Христа Спасителя.
Удивительно было слышать это Марии. Она смутилась и спросила: «Как же это произойдет, если Я — дева?» Ангел ответил Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя...»
Вот как звучит ответ девы Марии небесному вестнику в стихотворении протоиерея Николая Гурьянова.
НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ:
Безызвестную обитель
Свет Небесный осиял, —
Пред Тобою небожитель
С вестью радостной предстал.
Благовестнику внимала
Ты с смущЁнною душой, —
Но с покорностью сказала:
«Воля Бога будь со Мной!»
Пресвятая Богородица была вместе с Иисусом, когда Сын Божий вышел на проповедь и исцелял больных, страдала вместе с Ним от несправедливого суда, пережила страшные минуты во время казни Христа на Голгофе. Но как ни болело её материнское сердце, Она не сомневалась, что всё это совершается по воле Бога, для спасения рода человеческого.
И наградой Деве Марии, её торжеством стало Воскресение Иисуса из мёртвых.
НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ:
Всё сбылось — Твоя Порфира
Краше всех земных порфир.
Сын Твой — Бог, Спаситель мира,
Пред Тобой склонился мир.
Но и тяжких испытаний
Много Ты перенесла,
Крестных Господа страданий
Соучастницей была.
Ты молилась, изнывала;
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала...
Ты молилась за людей!..
Автор прочитанного сейчас стихотворения — протоиерей Николай Гурьянов — в 1958 году был назначен настоятелем храма святителя Николая на острове Залит в Псковском озере. В атеистические советские годы за духовным советом к «залитскому старцу», как называли батюшку, приезжали паломники со всех уголков страны.
Отец Николай любил говорить притчами, писал он и стихи, в числе которых: «Молитвенное обращение ко Пресвятой Богородице».
НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ:
И теперь, воспоминая
Твоего Успенья час,
Мы взываем: «Пресвятая,
Заступи, — помилуй нас!»
Дай нам сил к сопротивленью
В нас бушующим страстям,
Укажи нам путь к спасенью,
К безопасным берегам.
Стихотворение протоиерея Николая Гурьянова звучит как проповедь в стихах в честь праздника Успения Божией Матери.
Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»: «Дар жизни»

Фото: Piqsels
Сегодня мы поговорим о повести известного писателя-фантаста двадцатого века — Рэя Брэдбери. Называется она «Вино из одуванчиков». Главный герой, двенадцатилетний Дуглас, идёт с отцом и младшим братом в лес за ягодами. И вот что там происходит: «Дуглас шумно дышал. Я и правда живой, думал Дуглас. Прежде я этого не знал, а может, и знал, да не помню. Надо же! Прожил на свете целых двенадцать лет и ничегошеньки не понимал! И вдруг такая находка: тут, под деревом, сверкающие золотые часы, редкостный хронометр с заводом на семьдесят лет!»
Дуглас совершил великое открытие! Мальчику понадобилось для этого двенадцать лет. Кому-то нужно будет в два раза больше. Кому-то — половина жизни. А кто-то однажды сделает это открытие, но... предпочтёт убрать его на полку, подальше, до удобного часа, сказав себе: «Вот докончу то и то, дождусь того и того, добьюсь того и того, тогда и достану свою жизнь, разверну, сдуну с неё пылинки и — заживу».
И рискует такой человек до самой смерти не понять, ради чего жил.
А можно поступить иначе. Осознать, как это сделал маленький герой повести «Вино из одуванчиков», какой неимоверный дар вложен нам в руки. И сделать всё, чтобы не растратить его впустую.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема







