
Фото: Ron Lach / Pexels
Боярина Василия Даниловича Верховского на Смоленщине знал каждый. Когда-то он был воеводой — так в 18 веке называлась должность главы губернии — и прославился на этом поприще своей мудростью, добротой и милостью. Уже много лет Василий Данилович и его супруга Анна Ивановна с детьми, которых у них было восемь, тихо и мирно жили в своём имении в деревне Буловицы. Верховскому было 60 лет, а его жене — за сорок. В силу своего немолодого возраста они не чаяли снова стать родителями. Но произошло чудо. 4 апреля 1767 года у Василия Даниловича и Анны Ивановны родился сын.
Счастливые родители нарекли новорождённого Захарией. Подрастая, мальчик всё время проводил возле родителей. Вместе с ними ходил раздавать милостыню нищим; принимал в доме странствующих богомольцев. По утрам Захар просыпался раньше всех, будил мать с отцом, сестёр и братьев, и торопил, чтобы не опоздать в храм на Литургию. А вечером садился у ног матушки и внимательно, с замиранием сердца, слушал, как она читает жития святых.
С детства Захар не расставался с Евангелием. Взял он его с собою и в Петербург, куда вместе с братьями отправился по настоянию отца. Василий Данилович, как бывший воевода имел в столице связи и смог устроить сыновей на службу в царский полк. Захару тогда едва исполнилось пятнадцать, но духовно он оказался намного старше своих взрослых братьев. Те, почувствовав вкус свободы, пристрастились к картам и проигрывали всё, что присылали родители из дому, включая и долю Захара. Но юноша ни словом не упрекал братьев. Наоборот, жалел их, когда те особенно крупно проигрывались. Глядя на младшего брата, старшие образумились и пообещали Захару больше никогда не брать в руки карт.
А вскоре пришло скорбное извести о смерти отца и болезни матери; братья спешно вернулись домой. Анна Ивановна, предчувствуя скорую кончину, попросила сыновей при ней разделить между собою имение и деньги, оставшиеся от отца. «Делите по чести, поровну, никого не обижая», — предупредила она. Братья ушли в комнату совещаться. Вдруг Анна Ивановна услышала, как они стали громко спорить. Старший говорил: «Я главный, я хочу взять всё...». Средний возражал: «Как бы не так, половина моя!» Донёсся до матери и робкий голос Захарии: «А я разве не такой же наследник, как и вы, почему вы хотите лишить меня участия?» Встревоженная Анна Ивановна поспешила к сыновьям и стала укорять их за раздор. Но оказалось, что братья делили между собою... батюшкин долг, который вместе с остальным наследством теперь перешёл к ним. Каждый из них хотел понести на себе часть бремени. Тронутая мать кинулась обнимать и благословлять детей.
Через год Анна Ивановна скончалась. 19-летний Захария тяжело переживал разлуку с матерью. Сёстры его к тому времени уже были замужем, братья тоже жили своей жизнью. Сидя в опустевшей материнской комнате и глядя на икону Богородицы, юноша воскликнул: «Теперь ты, Царица Небесная, будь моей матерью. Тебе вручаю жизнь свою!»
После кончины матери Захария не долго задержался дома. Юноша отправился в Коневецкий монастырь, где принял монашеский постриг с именем Зосима. Пройдёт время, и он станет духовной опорой для многих людей, устроителем монастырей, подвижником и молитвенником. Церковь прославит его в лике святых — как преподобного Зосиму Верховского. И в тех монашеских обителях, которые появились благодаря трудам старца Зосимы, всегда поминали в молитвах его любимых родителей — Василия и Анну.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







