
В 1923 году знаменитый монастырь Оптина пустынь в Калужской области решением советской власти был закрыт. Но оптинские монахи и вне стен обители продолжали молиться за людей.
Сегодня мы говорим о святом Никоне Оптинском, прославленном Церковью в чине преподобного, и о стихотворении Надежды Павлович «Сказание об отце Никоне».
Место действия — деревня Валдокурье Архангельской области.
Время действия — 30-е годы 20 века по Рождестве Христовом.
Преподобный Никон Оптинский, в миру — Николай Беляев — пришёл в монастырь Оптина пустынь в 1907 году, девятнадцатилетним юношей. В мае 1915 года он был пострижен в монашество с именем Никон, через два года стал иеромонахом. После революции 1917 года монастырь несколько лет существовал под видом сельскохозяйственной артели, затем монахам велели расходиться, куда глаза глядят. В стихотворении «Сказание об отце Никоне» поэтесса Надежда Павлович пишет об испытаниях, выпавших оптинской братии:
Вот они, отошедшие братья,
В чуть заметном сквозном венце,
Изорвалось в дороге платье,
Ни кровинки в усталом лице.
По дорогам-то, по дорогам,
По острогам-то, по острогам
Сколько выхожено путей!
Ещё почти год после закрытия обители, иеромонах Никон Беляев служил в монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. В Оптину пустынь по-прежнему шли богомольцы со всей России, и последний настоятель монастыря, священномученик Исаакий Бобриков дал Никону послушание принимать народ, никого не оставлять без утешения. Так тридцатипятилетний иеромонах Никон Беляев стал последним Оптинским старцем. Много лет он сам находился под духовным руководством оптинского старца Варсонофия и многому у него научился. Здесь поясним, что старцами называют духовно опытных людей, которые могут врачевать души других.
В 1927 году иеромонаха Никона, который к тому времени жил в Козельске, арестовали и приговорили к трёхлетней ссылке. В северном лагере в Кеми, на берегу Белого моря, отец Никон заболел туберкулёзом лёгких. Об этом говорится и в стихотворении Надежды Павлович «Сказание об отце Никоне».
Вот один рыжевато-русый
Поглядел, покачал головой.
Умирал он с молитвой Иисусовой,
Догорая свечой восковой.
Без друзей тосковал он в изгнаньи
И остатками гаснувших сил
В умилении и покаяньи
Имя Оптиной часто твердил.
В 1930 году без суда и следствия иеромонаха Никона Беляева приговорили к трём годам новой ссылки. Последний адрес земных скитаний тяжело больного батюшки — деревня Валдокурье в Архангельской области. Сюда к нему приехала духовная дочь, инокиня Ирина (Бобкова). Своими заботами она скрасила последние дни умирающего в ссылке священника. Ирина стала свидетельницей удивительного предсмертного видения отца Никона.
...И в смертном томлении
Приподнялся больной и сказал:
«Вот какое к нам посещение!
Дай же стул» — и лицом просиял.
«Это старец Макарий, родная!
Он пришёл исповедать меня!»
И горела заря, не сгорая,
Купиной золотого огня.
И незримая длилась беседа,
А Ирина не смела прервать.
Или бред? Но ведь не было бреда!
Или сон? — не ложился он спать.
Преподобный Никон Оптинский скончался 8 июля 1930 года. Ему было всего сорок три года. Через семьдесят лет иеромонах Никон Беляев вместе с другими Оптинскими старцами будет прославлен в лике святых.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер