Преподобный Иринарх Ростовский, святой рубежа 16-17 веков, до тридцати лет жил в кругу своей семьи. О том, как протекала его жизнь среди родных, преподобный Иринарх сам рассказывал своим духовным ученикам.
Его родителей звали Акиндин и Ирина. Простые, небогатые крестьяне жили в селе Кондаково, что неподалёку от Ростова Великого. Илья — такое имя в крещении получил будущий преподобный — был их третьим, младшим сыном. Он появился на свет в 1548 году. Домашние не могли нарадоваться на нового члена семьи. Старшие братья, Андрей и Давид, спорили друг с другом, кому качать люльку с маленьким Илюшей. Правда, в колыбели малыш лежал недолго. Уже в пять месяцев он научился самостоятельно ходить, и топот его резвых ножек по дому вызывал у отца и матери счастливую улыбку. По утрам, когда семья вставала, чтобы помолиться Богу перед началом нового дня, малыш тоже просыпался. И хоть говорить он пока ещё не умел, бодрствовал всё время, пока отец читал молитвы, а мать и братья тихонько вторили главе семьи.
Научившись говорить, Илья и сам мог читать наизусть и «Отче наш...», и «Богородице, Дево, радуйся...». Мать с отцом только удивлялись тому, как быстро развивается их ребёнок. Илья рос ласковым, тихим и кротким мальчиком. Игрушки мало его интересовали. Бывало, отец с братьями вырежут для него деревянную лошадку или медведя. Илюша повертит подарки в руках, да и отложит в сторону. Куда больше, чем играть, он любил читать старинную Псалтирь или тихонько, в уголке, молиться. Однажды мать забрала у него из рук книгу и велела пойти погулять, поиграть с ребятами на улице — чай, мальчишка, а не монах! Илья внимательно и серьёзно посмотрел на мать и сказал: «А вот, как выросту, так и стану монахом!» Ирина рассказала мужу и старшим сыновьям об этих словах Ильи. С тех пор братья, когда хотели подшутить, звали его монахом. Но Илюша совсем не обижался на них — наоборот, радовался.
Однако Илья был не только молитвенником, но и помощником. Как-то раз в их селе случился неурожай хлеба. Старые запасы кончались, нужно было покупать зерно, а денег не было. Тогда Илья, в те годы уже зрелый молодой человек, решил отправиться на заработки в Новгород. Старшие братья остались дома — присматривать за пожилыми родителями. В Новгороде Илья нанялся в батраки к богатому крестьянину. А когда вернулся с деньгами домой, узнал, что перед самым его приездом скончался отец. Илья сильно горевал, что не успел попрощаться с любимым родителем. Но нужно было жить дальше. На семейном совете решили продать дом, переселиться в Ростов и заняться торговлей.
На новом месте дела пошли в гору. Видя, что материальное положение семьи укрепилось, Илья решил: пора. С детства желание стать монахом росло и крепло в нём день ото дня. И однажды утром он пришёл к матери и попросил благословить его. Ирина спросила, на что он просит её воли. «Идти в монастырь к святым страстотерпцам Борису и Глебу», — склонив голову, ответил Илья. И мать вспомнила детские слова сына. Со слезами обняла его, расцеловала и перекрестила. В Ростовском Борисоглебском монастыре Илья принял постриг. Неизвестно, виделся ли он ещё со своей семьёй. Но благодаря житию святого, мы точно знаем, что он вспоминал о родных и рассказывал о них своим духовным чадам. А в собственном монашеском имени Иринарх каждый раз слышал имя своей дорогой матери.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия