Преподобный Иринарх Ростовский, святой рубежа 16-17 веков, до тридцати лет жил в кругу своей семьи. О том, как протекала его жизнь среди родных, преподобный Иринарх сам рассказывал своим духовным ученикам.
Его родителей звали Акиндин и Ирина. Простые, небогатые крестьяне жили в селе Кондаково, что неподалёку от Ростова Великого. Илья — такое имя в крещении получил будущий преподобный — был их третьим, младшим сыном. Он появился на свет в 1548 году. Домашние не могли нарадоваться на нового члена семьи. Старшие братья, Андрей и Давид, спорили друг с другом, кому качать люльку с маленьким Илюшей. Правда, в колыбели малыш лежал недолго. Уже в пять месяцев он научился самостоятельно ходить, и топот его резвых ножек по дому вызывал у отца и матери счастливую улыбку. По утрам, когда семья вставала, чтобы помолиться Богу перед началом нового дня, малыш тоже просыпался. И хоть говорить он пока ещё не умел, бодрствовал всё время, пока отец читал молитвы, а мать и братья тихонько вторили главе семьи.
Научившись говорить, Илья и сам мог читать наизусть и «Отче наш...», и «Богородице, Дево, радуйся...». Мать с отцом только удивлялись тому, как быстро развивается их ребёнок. Илья рос ласковым, тихим и кротким мальчиком. Игрушки мало его интересовали. Бывало, отец с братьями вырежут для него деревянную лошадку или медведя. Илюша повертит подарки в руках, да и отложит в сторону. Куда больше, чем играть, он любил читать старинную Псалтирь или тихонько, в уголке, молиться. Однажды мать забрала у него из рук книгу и велела пойти погулять, поиграть с ребятами на улице — чай, мальчишка, а не монах! Илья внимательно и серьёзно посмотрел на мать и сказал: «А вот, как выросту, так и стану монахом!» Ирина рассказала мужу и старшим сыновьям об этих словах Ильи. С тех пор братья, когда хотели подшутить, звали его монахом. Но Илюша совсем не обижался на них — наоборот, радовался.
Однако Илья был не только молитвенником, но и помощником. Как-то раз в их селе случился неурожай хлеба. Старые запасы кончались, нужно было покупать зерно, а денег не было. Тогда Илья, в те годы уже зрелый молодой человек, решил отправиться на заработки в Новгород. Старшие братья остались дома — присматривать за пожилыми родителями. В Новгороде Илья нанялся в батраки к богатому крестьянину. А когда вернулся с деньгами домой, узнал, что перед самым его приездом скончался отец. Илья сильно горевал, что не успел попрощаться с любимым родителем. Но нужно было жить дальше. На семейном совете решили продать дом, переселиться в Ростов и заняться торговлей.
На новом месте дела пошли в гору. Видя, что материальное положение семьи укрепилось, Илья решил: пора. С детства желание стать монахом росло и крепло в нём день ото дня. И однажды утром он пришёл к матери и попросил благословить его. Ирина спросила, на что он просит её воли. «Идти в монастырь к святым страстотерпцам Борису и Глебу», — склонив голову, ответил Илья. И мать вспомнила детские слова сына. Со слезами обняла его, расцеловала и перекрестила. В Ростовском Борисоглебском монастыре Илья принял постриг. Неизвестно, виделся ли он ещё со своей семьёй. Но благодаря житию святого, мы точно знаем, что он вспоминал о родных и рассказывал о них своим духовным чадам. А в собственном монашеском имени Иринарх каждый раз слышал имя своей дорогой матери.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











