
В сентябре, в канун Рождества Пресвятой Богородицы, к Глинской Пустыни — монастырю в Глуховском уезде Сумской губернии — со всей округи съезжались паломники. В эти дни обитель отмечала престольный праздник. Торжественные Богослужения, Крестные ходы и праздничные трапезы продолжались здесь в течение нескольких дней.
В этот раз, входя в монастырские ворота, паломники изумлённо оглядывались по сторонам. Им казалось, будто в обители явно что-то поменялось. Вот, например, это красивое длинное двухэтажное каменное здание — два года назад его тут точно не было!
— А, новым братским корпусом интересуетесь! — встречал гостей монастырский эконом — монах, ответственный за хозяйство. — Да, есть на что полюбоваться, — с улыбкой добавил он. — Умеет строить наш теперешний настоятель, отец Иоанникий! А вы, я вижу с дороги, уставшие — так милости просим в нашу гостиницу для богомольцев, — и эконом указал рукой на большой добротный деревянный дом. — Она тоже трудами батюшки Иоанникия устроена!
Отец Иоанникий, а в 1874 году — просто молодой человек по имени Иван Гомолко — пришёл в Глинскую Пустынь, когда ему исполнилось двадцать три. Отец его был офицером; Ивану тоже прочили военную карьеру. Но мальчика с юных лет влекло к молитвенному уединению. Видя, что к военной стезе Иван равнодушен, отец не стал настаивать на своём. Ваня окончил обычное уездное училище, а потом попросил у родителей благословения на поступление в монастырь.
Сразу после пострига отца Иоанникия избрали монастырским письмоводителем. Много лет он трудился на этом месте, пока в 1888 году, после кончины настоятеля монастыря, не был поставлен управлять Глинской Пустынью.
Новый настоятель сразу же взялся за благоустройство обители. Построил упомянутые братский корпус с кельями и большую бесплатную гостиницу для паломников — странноприимницу. Отремонтировал и расширил монастырские храмы. А ещё устроил в Пустыни больницу, причём не только для монахов и насельников, но и для всех, нуждающихся в лечении, но не имеющих возможности обратиться в платную клинику — крестьян из близлежащих сёл, бедных паломников. При больнице была и аптека, где все прописанные врачом медикаменты больные могли получить бесплатно.
Случится ли у кого из крестьян пожар, останется ли кто без кормилицы-коровы или лошади — обитель помогала строительными материалами, выделяла денежное пособие. По особому распоряжению отца Иоанникия, нуждавшимся крестьянам выдавали зерно и муку из монастырских запасов; часть принадлежавшего монастырю леса настоятель отдал крестьянам под вырубку, чтобы зимой у них было, чем топить.
В 1890-м году отец Иоанникий открыл в Глинской Пустыни Дом трудолюбия для сирот и бедных крестьянских детей. Здесь их обучали грамоте и ремёслам, при этом жили, питались и одевались воспитанники Дома трудолюбия на всём протяжении своего в нём пребывания за счёт обители. Первоначально отец Иоанникий определил начинанию довольно скромные масштабы — планировалось, что в Доме трудолюбия будут обучаться и постоянно проживать 15 человек. Но уже через несколько лет эта цифра увеличилась более чем в десять раз!
На трапезы для народа, которые по распоряжению отца Иоанникия устраивались в Престольный праздник, сходились бедняки со всего уезда. И каждого здесь принимали, как дорогого гостя.
Так было до тех пор, пока в 1912-м году распоряжением Синода отца Иоанникия... не удалили из монастыря — по клеветническому доносу местного помещика-богатея, позарившегося на плодородные монастырские поля, но получившего от настоятеля категоричный отказ. Братия и крестьяне провожали его со слезами на глазах. Но само время, пусть даже без малого через век, расставило всё по местам: в 2008-м отец Иоанникий Глинский был причислен Церковью к лику святых.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер