Читая воспоминания современников о людях, достигших святости, испытываешь двойную благодарность: к самим праведникам и к авторам записок, подарившим нам радость встречи со святыми.
Сегодня мы говорим о преподобном Анатолии Оптинском Втором и книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Божии люди».
Место действия — монастырь Оптина пустынь неподалеку от города Козельска Калужской губернии.
Время действия — начало XX века
Духовный писатель митрополит Вениамин (Федченков) оставил большое литературное наследие: труды по богословию, проповеди, автобиографические записки, воспоминания о подвижниках благочестия, с которыми ему довелось встретиться на жизненном пути.
В 1913 году архимандрит Вениамин (Федченков) приехал в монастырь Оптина пустынь. Ему, ученому монаху, хотелось поближе узнать повседневную жизнь знаменитой обители, понять, что такое «оптинский дух», привлекавший в Оптину пустынь богомольцев со всей России.
Впечатление от первой же встречи с Оптинским старцем Анатолием для автора книги «Божии люди» оказалось незабываемым.
Протиснувшись немного к центру толпы, я увидел, что все с умилённой любовью и счастливыми улыбками смотрят на какого-то маленького монаха в клобуке, с седенькой, нерасчёсанной, небольшой бородкой. И он тоже всем улыбался. Толпа старалась получить от него благословение. И я увидел, как вокруг этого маленького старичка всё точно светилось и радовалось. Так милые дети встречают родную мать.
— Кто это? — спрашиваю я соседа.
— Да батюшка отец Анатолий! — ласково ответил он, удивляясь, однако, моему, неведению.
Среди четырнадцати Оптинских старцев, прославленных Церковью в лике святых — два Анатолия. Один — иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) — почил в конце XIX века. Старцу Анатолию (Потапову) или, как называли его в Оптиной — Анатолию Второму — выпало нести свое пастырское служение в последние предреволюционные годы и после революции.
В молодые годы Анатолий Оптинский Второй (в миру — Александр Алексеевич Потапов) служил приказчиком в Калуге. Приняв в Оптиной пустыни монашеский постриг, он несколько лет служил келейником у преподобного Амвросия Оптинского и многому научился у прославленного старца.
В народе Анатолия Оптинского называли «утешителем» — никто не уходил от него без духовной поддержки и утешения.
Митрополит Вениамин лично убедился, насколько глубокими, почувствованными были духовные советы старца Анатолия, и приводит в книге «Божии люди» конкретный пример.
Речь шла об одном молодом священнике, у которого начался разлад в семье. После окончания духовной академии батюшка получил в одном городе приход и с большим энтузиазмом занялся постройкой нового храма. Жена стала сердиться на него за частые опоздания к обеду и даже грозилась уйти к родителям.
Узнав, что архимандрит Вениамин едет в Оптину пустынь, священник попросил узнать у старца Анатолия: как ему быть? Что важнее: храм или претензии жены? Казалось бы, ответ напрашивался сам собой, но старец Анатолий глубоко задумался...
— Конечно, — сказал отец Анатолий, — и храм строить — великое дело; но и мир семейный хранить — тоже святое Божие повеление. Нужно сочетать и храм, и семейный мир. Иначе Богу неугодно будет и строение храма. Да, вот так и отпишите — пусть приходит вовремя к обеду. Всему есть свое время. Так и отпишите.
А потом, немного подумав, добавил:
— А тут добро-то добро: строить храм-то. Но к нему тайно примешивается и тщеславие. Да, примешивается, примешивается: ему хочется поскорее кончить, людям понравиться, так и отпишите.
Я так и отписал. И дело поправилось.
Летом 1922 года в Оптину пустынь явились чекисты с ордером на арест старца Анатолия Оптинского.
Отец Анатолий попросил своих конвоиров прийти за ним на следующий день, чтобы «подготовиться». Видя преклонный возраст старца, конвоиры уступили. Всю ночь преподобный Анатолий провел в молитве, а наутро его нашли перед иконами коленопреклонённым и бездыханным.
В книге «Божии люди» митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что святой человек тоже чудо Божие, как и икона, только — явное чудо. На такие мысли на него навело знакомство с Оптинским старцем Анатолием (Потаповым).
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова