Множество монашеских обителей было основано учениками преподобного Сергия Радонежского на Русском Севере. В дикие вологодские и костромские леса за Волгой первыми пришли именно иноки-пустынники, которых часто называют еще «заволжскими старцами». И уже вслед за ними в эту северную пустыню — Русскую Фиваиду — шел простой русский люд. Монашеские обители очень быстро становились центрами новых поселений. В числе первых миссионеров, кто принес в северные леса Свет Христов и тем самым «одушевил» непроходимые дебри и болота Вологодчины, был преподобный Сергий Нуромский. Именно под этим именем стал известен на Руси инок, пришедший со Святой горы Афон.
Преподобный Сергий Нуромский, вероятнее всего, был греком по происхождению. Он отправился на русскую землю уже будучи монахом — пострижеником одного из афонских монастырей. Насельник Святой горы узнал о праведном, «равноангельском» житии преподобного Сергия Радонежского и отправился в основанную им Троицкую обитель. Афонский монах пришел на Русь, чтобы продолжить иноческое делание под руководством великого русского святого. Произошло это во второй половине четырнадцатого века. Потрудившись в обители Радонежского чудотворца, преподобный Сергий Нуромский отправился в лесную пустыню — он удалился в Вологодские леса. На реке Нурме преподобный остановился на утесе, и, водрузив здесь крест, построил часовню с кельей. В уединении и безмолвии начал отшельник свою подвижническую жизнь в лесной глуши. Святой прошел через разные испытания. Дважды его хотели погубить разбойники. Они нападали на преподобного Сергия Нуромского, но оба раза святому удалось сохранить свою жизнь. От этих «лихих» людей и узнали жители окрестностей о строгом отшельнике, живущем на реке Нурме. Многие стали приходить к заволжскому старцу Сергию в надежде на духовное спасение. Одни хотели получить наставления для духовной жизни, другие приносили пищу, третьи оставались вместе с Сергием, чтобы послужить Богу.
Преподобному Сергию Нуромскому суждено было потрудиться во спасение многих христиан. По словам автора жития, он явился миру словно «зажженный светильник, который доселе таился под спудом». Слава о подвижнике, живущем в Вологодской глуши на реке Нурме пронеслась по всем русским областям. Со временем собралось вокруг кельи преподобного Сергия почти сорок человек, жаждущих благочестивой жизни. Тогда подвижник взял на себя труд создания новой обители. Под его руководством иноки расчищали лесное место, устраивали церковь и монастырские здания, секли лес и насевали ниву. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Так появилась новая монастырская колония в лесах Вологодчины, где прежде была пустыня и не раздавался звук человеческого голоса. Официальной датой основания Спасо-Преображенского Нуромского монастыря считается 1387-ый год.
Преподобный Сергий Нуромский при жизни с радостью принимал всех пришедших к нему, и искренне заботился о своей пастве. Больше тридцати лет святой Сергий жил в Вологодских лесах и просвещал народ, согласуя свои дела со словами апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Церковное почитание преподобного Сергия Нуромского началось с середины шестнадцатого века.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема