Множество монашеских обителей было основано учениками преподобного Сергия Радонежского на Русском Севере. В дикие вологодские и костромские леса за Волгой первыми пришли именно иноки-пустынники, которых часто называют еще «заволжскими старцами». И уже вслед за ними в эту северную пустыню — Русскую Фиваиду — шел простой русский люд. Монашеские обители очень быстро становились центрами новых поселений. В числе первых миссионеров, кто принес в северные леса Свет Христов и тем самым «одушевил» непроходимые дебри и болота Вологодчины, был преподобный Сергий Нуромский. Именно под этим именем стал известен на Руси инок, пришедший со Святой горы Афон.
Преподобный Сергий Нуромский, вероятнее всего, был греком по происхождению. Он отправился на русскую землю уже будучи монахом — пострижеником одного из афонских монастырей. Насельник Святой горы узнал о праведном, «равноангельском» житии преподобного Сергия Радонежского и отправился в основанную им Троицкую обитель. Афонский монах пришел на Русь, чтобы продолжить иноческое делание под руководством великого русского святого. Произошло это во второй половине четырнадцатого века. Потрудившись в обители Радонежского чудотворца, преподобный Сергий Нуромский отправился в лесную пустыню — он удалился в Вологодские леса. На реке Нурме преподобный остановился на утесе, и, водрузив здесь крест, построил часовню с кельей. В уединении и безмолвии начал отшельник свою подвижническую жизнь в лесной глуши. Святой прошел через разные испытания. Дважды его хотели погубить разбойники. Они нападали на преподобного Сергия Нуромского, но оба раза святому удалось сохранить свою жизнь. От этих «лихих» людей и узнали жители окрестностей о строгом отшельнике, живущем на реке Нурме. Многие стали приходить к заволжскому старцу Сергию в надежде на духовное спасение. Одни хотели получить наставления для духовной жизни, другие приносили пищу, третьи оставались вместе с Сергием, чтобы послужить Богу.
Преподобному Сергию Нуромскому суждено было потрудиться во спасение многих христиан. По словам автора жития, он явился миру словно «зажженный светильник, который доселе таился под спудом». Слава о подвижнике, живущем в Вологодской глуши на реке Нурме пронеслась по всем русским областям. Со временем собралось вокруг кельи преподобного Сергия почти сорок человек, жаждущих благочестивой жизни. Тогда подвижник взял на себя труд создания новой обители. Под его руководством иноки расчищали лесное место, устраивали церковь и монастырские здания, секли лес и насевали ниву. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Так появилась новая монастырская колония в лесах Вологодчины, где прежде была пустыня и не раздавался звук человеческого голоса. Официальной датой основания Спасо-Преображенского Нуромского монастыря считается 1387-ый год.
Преподобный Сергий Нуромский при жизни с радостью принимал всех пришедших к нему, и искренне заботился о своей пастве. Больше тридцати лет святой Сергий жил в Вологодских лесах и просвещал народ, согласуя свои дела со словами апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Церковное почитание преподобного Сергия Нуромского началось с середины шестнадцатого века.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.