Множество монашеских обителей было основано учениками преподобного Сергия Радонежского на Русском Севере. В дикие вологодские и костромские леса за Волгой первыми пришли именно иноки-пустынники, которых часто называют еще «заволжскими старцами». И уже вслед за ними в эту северную пустыню — Русскую Фиваиду — шел простой русский люд. Монашеские обители очень быстро становились центрами новых поселений. В числе первых миссионеров, кто принес в северные леса Свет Христов и тем самым «одушевил» непроходимые дебри и болота Вологодчины, был преподобный Сергий Нуромский. Именно под этим именем стал известен на Руси инок, пришедший со Святой горы Афон.
Преподобный Сергий Нуромский, вероятнее всего, был греком по происхождению. Он отправился на русскую землю уже будучи монахом — пострижеником одного из афонских монастырей. Насельник Святой горы узнал о праведном, «равноангельском» житии преподобного Сергия Радонежского и отправился в основанную им Троицкую обитель. Афонский монах пришел на Русь, чтобы продолжить иноческое делание под руководством великого русского святого. Произошло это во второй половине четырнадцатого века. Потрудившись в обители Радонежского чудотворца, преподобный Сергий Нуромский отправился в лесную пустыню — он удалился в Вологодские леса. На реке Нурме преподобный остановился на утесе, и, водрузив здесь крест, построил часовню с кельей. В уединении и безмолвии начал отшельник свою подвижническую жизнь в лесной глуши. Святой прошел через разные испытания. Дважды его хотели погубить разбойники. Они нападали на преподобного Сергия Нуромского, но оба раза святому удалось сохранить свою жизнь. От этих «лихих» людей и узнали жители окрестностей о строгом отшельнике, живущем на реке Нурме. Многие стали приходить к заволжскому старцу Сергию в надежде на духовное спасение. Одни хотели получить наставления для духовной жизни, другие приносили пищу, третьи оставались вместе с Сергием, чтобы послужить Богу.
Преподобному Сергию Нуромскому суждено было потрудиться во спасение многих христиан. По словам автора жития, он явился миру словно «зажженный светильник, который доселе таился под спудом». Слава о подвижнике, живущем в Вологодской глуши на реке Нурме пронеслась по всем русским областям. Со временем собралось вокруг кельи преподобного Сергия почти сорок человек, жаждущих благочестивой жизни. Тогда подвижник взял на себя труд создания новой обители. Под его руководством иноки расчищали лесное место, устраивали церковь и монастырские здания, секли лес и насевали ниву. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Так появилась новая монастырская колония в лесах Вологодчины, где прежде была пустыня и не раздавался звук человеческого голоса. Официальной датой основания Спасо-Преображенского Нуромского монастыря считается 1387-ый год.
Преподобный Сергий Нуромский при жизни с радостью принимал всех пришедших к нему, и искренне заботился о своей пастве. Больше тридцати лет святой Сергий жил в Вологодских лесах и просвещал народ, согласуя свои дела со словами апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Церковное почитание преподобного Сергия Нуромского началось с середины шестнадцатого века.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер