Множество монашеских обителей было основано учениками преподобного Сергия Радонежского на Русском Севере. В дикие вологодские и костромские леса за Волгой первыми пришли именно иноки-пустынники, которых часто называют еще «заволжскими старцами». И уже вслед за ними в эту северную пустыню — Русскую Фиваиду — шел простой русский люд. Монашеские обители очень быстро становились центрами новых поселений. В числе первых миссионеров, кто принес в северные леса Свет Христов и тем самым «одушевил» непроходимые дебри и болота Вологодчины, был преподобный Сергий Нуромский. Именно под этим именем стал известен на Руси инок, пришедший со Святой горы Афон.
Преподобный Сергий Нуромский, вероятнее всего, был греком по происхождению. Он отправился на русскую землю уже будучи монахом — пострижеником одного из афонских монастырей. Насельник Святой горы узнал о праведном, «равноангельском» житии преподобного Сергия Радонежского и отправился в основанную им Троицкую обитель. Афонский монах пришел на Русь, чтобы продолжить иноческое делание под руководством великого русского святого. Произошло это во второй половине четырнадцатого века. Потрудившись в обители Радонежского чудотворца, преподобный Сергий Нуромский отправился в лесную пустыню — он удалился в Вологодские леса. На реке Нурме преподобный остановился на утесе, и, водрузив здесь крест, построил часовню с кельей. В уединении и безмолвии начал отшельник свою подвижническую жизнь в лесной глуши. Святой прошел через разные испытания. Дважды его хотели погубить разбойники. Они нападали на преподобного Сергия Нуромского, но оба раза святому удалось сохранить свою жизнь. От этих «лихих» людей и узнали жители окрестностей о строгом отшельнике, живущем на реке Нурме. Многие стали приходить к заволжскому старцу Сергию в надежде на духовное спасение. Одни хотели получить наставления для духовной жизни, другие приносили пищу, третьи оставались вместе с Сергием, чтобы послужить Богу.
Преподобному Сергию Нуромскому суждено было потрудиться во спасение многих христиан. По словам автора жития, он явился миру словно «зажженный светильник, который доселе таился под спудом». Слава о подвижнике, живущем в Вологодской глуши на реке Нурме пронеслась по всем русским областям. Со временем собралось вокруг кельи преподобного Сергия почти сорок человек, жаждущих благочестивой жизни. Тогда подвижник взял на себя труд создания новой обители. Под его руководством иноки расчищали лесное место, устраивали церковь и монастырские здания, секли лес и насевали ниву. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Так появилась новая монастырская колония в лесах Вологодчины, где прежде была пустыня и не раздавался звук человеческого голоса. Официальной датой основания Спасо-Преображенского Нуромского монастыря считается 1387-ый год.
Преподобный Сергий Нуромский при жизни с радостью принимал всех пришедших к нему, и искренне заботился о своей пастве. Больше тридцати лет святой Сергий жил в Вологодских лесах и просвещал народ, согласуя свои дела со словами апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Церковное почитание преподобного Сергия Нуромского началось с середины шестнадцатого века.
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О заступничестве Божьей Матери

Сегодня 20 октября. Церковь чтит Псково-Печерскую Икону Божией Матери «Умиление», явленную в 1524 году.
О заступничестве Божьей Матери — священник Захарий Савельев.
Псков являлся нашим неким форпостом западного края Руси. Именно поэтому сам образ Пресвятой Богородицы не раз был явлен милостью Божию во времена захватчиков с Запада.
Когда во времена нашествия Наполеона был осаждён Полоцк, псковичи боялись нашествия иноземцев и особенно усердно молились Божией Матери, спрашивая у неё заступничества. В 1581 году Стефан Баторий, пытавшийся осадить Псков, потерпел поражение, и православная традиция относится к молитвенному заступничеству Божией Матери, которое было явлено через эту чудотворную икону.
Так Господь устроил, что и этот чудотворный лик, находящийся в стенах Псково-Печерской обители, уцелел и в эпоху лихолетья XX века. Как мы с вами знаем, Псково-Печерский монастырь не закрывался во время Великой Отечественной войны и во время революции ни на один день.
И эта духовная преемственность позволила особенно сохраниться образу Божией Матери, который, как я уже сказал, находится в этом монастыре, и огромное количество паломников на протяжении уже нескольких веков притекают к образу Божией Матери, чтобы поклониться ей и спросить духовного заступничества.
Все выпуски программы Актуальная тема