Филипп, римский наместник Египта, был весьма доволен своим положением. Получив в 184 году назначение от императора Коммода, он переехал из Рима в Александрию вместе со своей семьей - женой Клавдией и тремя детьми – сыновьями Авитом и Сергием и дочерью Евгенией. Вельможные дела спорились, и семейные хлопоты обещали одни только радости. К дочери посватался Аквилий, сын Аквелина - одного из знатнейших римских сановников, и партия эта могла укрепить положение Филиппа при императорском дворе. Вот только Евгения почему-то упрямилась.
Филипп души не чаял в дочери и не жалел денег на ее образование и воспитание. У нее всегда были самые лучшие книги и учителя, она овладела несколькими языками, постигла премудрости многих наук. Евгения любила отца, всегда была открыта и дружелюбна с ним, но в последнее время как будто замкнулась. Что за секреты появились у нее?
Отеческое сердце не обмануло Филиппа – Евгения действительно скрывала от него тайну, которая была для нее дороже всего на свете. Недавно она прочитала книгу, разительно отличавшуюся от всех томов домашней библиотеки. Это была история об Иисусе Христе – Распятом и Воскресшем Сыне Единого Бога, Сотворившего небо и землю. Именно Ему девушка и решила посвятить свою жизнь.
Евгении хотелось побывать среди христиан. По указу отца они были выселены из Александрии, и имели право проживать только в предместьях города. Филипп благосклонно относился к последователям Христа, но считал, что такая мера нужна для их же безопасности – так они привлекут к себе меньше внимания и избегнут гнева императора. Однако, слава о христианах распространялась повсюду вопреки их обособленному житью.
Евгения упросила родителей разрешить ей поездку в одно из александрийских предместий, чтобы отдохнуть вдали от шумного города. На самом же деле она намеревалась посетить христианских отшельников и поговорить с проживавшим среди них епископом Еллием Илиопольским. Переодевшись в мужское платье, девушка прибыла к архиерею в сопровождении двух рабов, с которыми с детства была дружна, евнухов Прота и Иакинфа. Еллий, выслушав гостей, благословил всех троих на иноческое – то есть, уединенное житие, посвященное сосредоточенной молитве.
Колесницу, на которой путешествовала дочь наместника, лошади доставили к дому пустой. Родители Евгении, Филипп и Клавдия, были поражены таинственным исчезновением дочери. Они долго искали ее и погрузились в безутешную скорбь.
Между тем, Евгения пребывала в трудах и богообщении. Подвижники, ведущие уединенную жизнь неподалеку, называли ее «брат Евгений». О том, что она – особа женского пола, не догадывался никто – Иакинф и Прот свято хранили тайну.
Вскоре девушка получила от Бога дар исцелять людей. Известие об иноке, который может вылечить любую болезнь, стремительно распространилась по предместью. Однажды Евгения получила приглашение в один богатый дом, хозяйка которого, Мелания, страдала лихорадкой. Выздоровев, эта несчастная женщина воспылала страстью к своей целительнице, видя в той благообразного юношу. А получив отказ, пожаловалась римскому наместнику на дерзкого отшельника, который будто бы пытался ей овладеть.
С тех пор, как исчезла Евгения, Филипп все свои обязанности выполнял через силу. Ему неприятно было смотреть на христианина, оскорбившего влиятельную особу. Нахмурившись и опустив глаза в пол, наместник начал произносить полагающиеся в таких случаях обвинительные слова.
Филипп:
Скажи нам, беззаконник, так ли заповедал вам Христос, чтобы вы хитростями склоняли честных женщин на скверные дела? Как дерзнул ты войти в дом светлейшей госпожи Мелании и понуждать ее благороднейшую чистоту к осквернению? Лукаво выдавая себя за врача, ты оказался врагом и примешь достойную казнь за твое бесстыдное и дерзкое намерение!
Евгения:
Господь мой, Иисус Христос, Которому я служу, учит чистоте и обещает вечную жизнь хранящим непорочное девство.
Голос подсудимого заставил Филиппа поднять глаза и пристально всмотреться в лицо этого человека, закутанного в черное одеяние.
Евгения:
На мне нет вины, но я приму любое страдание, чтобы не потерять плодов терпения, которые мне уготованы.
Желчное раздражение на лице Филиппа сменилось недоумением, сквозь которое, как солнечный луч, пробивалась надежда. И вместо того, чтобы продолжить обвинительную речь, он выдохнул со слезами.
Филипп:
Дочка, ты ли это?
Обвинение Мелании рассыпалось в прах. Филипп и Клавдия, а также их сыновья Сергий и Авит приняли Святое Крещение. Примеру наместника последовали тысячи жителей Александрии. Такое массовое обращение в христианство не понравилось императору – Филипп был смещен с должности наместника. Александрийская община христиан избрала его своим епископом. Но прослужил святитель Филипп недолго – вскоре он был убит и похоронен в построенной им церкви.
Клавдия с детьми вернулась в Рим, где устроила в своем поместье странноприимный дом. Евгения продолжала свое служение, приведя ко Христу многих людей. Во время очередных гонений на христиан ее схватили, и продержав без воды и пищи в земляном рве десять дней, закололи мечом. Господь заранее известил святую, что ее жизнь завершится в ночь на Рождество Христово. Так и вышло – праздник Рождения Спасителя преподобномученица Евгения встретила уже в Небесном Царстве.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер