На женской половине терема великого киевского князя Всеволода Ярославича стояла непривычная тишина. Домашние и слуги разговаривали вполголоса и старались бесшумно ступать по белокаменному полу. Дочь великого князя — юная княжна Анна Всеволодовна — вернулась вчера из долгого путешествия в Царьград, где она должна была сочетаться браком с византийским царевичем Константином. Вернулась одна, без короны на голове и без кольца на пальце... Заперлась в своих хоромах, и вот уже сутки не выходила сама и никого к себе не впускала. Князь строго-настрого приказал не беспокоить дочь расспросами.
Всеволод Ярославич обо всём уже знал — гонец из Царьграда опередил караван княжны. Он привёз письмо, в котором сообщалось, что царевича Константина насильно постригли в монахи. А значит, дочь киевского князя осталась без жениха, и вынуждена была ни с чем возвратиться в отечество.
Великий князь души не чаял в своей Анне, которую дома все звали коротким и задорным именем Янка. Оно невероятно подходило энергичной, деятельной, не любившей сидеть, сложа руки девушке, и очень нравилось ей самой. Всеволод Ярославич с болью в сердце думал о том, как сейчас, наверное, чувствует себя его дочь: не невеста, не жена и не вдова... И даже он не осмеливался постучаться в запертые двери её покоев.
Но мысли Янки в эти минуты были заняты, как ни странно, совсем другим. К тому, что перспектива стать византийской царевной не оправдалась, она отнеслась спокойно. Ей было жаль бедного Константина, ставшего жертвой жестоких дворцовых интриг. И всё же она не считала свою поездку в Византию напрасной. Янка вернулась оттуда с чем-то новым в душе и на сердце. С чем-то, что нужно было тщательно обдумать наедине с собой, прежде чем сообщать отцу и родным. Семнадцатилетняя Янка решила... стать монахиней!
В Царьграде княжна побывала в женской обители, познакомилась с монахинями, увидела, какой простой, молитвенной жизнью они живут, как помогают бедным, больным и бесприютным — и поняла, чего на самом деле желает её сердце.
Женских монастырей в Киевской Руси в то время ещё не было. По просьбе Янки князь Всеволод построил Андреевский монастырь — он и стал первым. В нём Янка приняла монашеский постриг, её же единодушно избрали игуменьей новой обители.
В народе монастырь сразу же окрестили Янчиным. Кипучая энергия молодой игуменьи превратила его в духовный, культурный и научный центр. В монастыре она открыла женскую школу, где обучала всех стремящихся к знаниям киевлянок наукам, рукоделию и Слову Божьему — всему тому, что знала и умела сама. Янка получила отличное образование — она владела не только грамотой; вместе со своим родным братом Владимиром Мономахом княжна изучала математику, иностранные языки, риторику и философию. Слава о Янкиной школе разнеслась по Руси и далеко за её пределами. Сама того не ведая, Анна Всеволодовна создала не только первую на Руси женскую монашескую обитель, но и первую во всей Европе женскую школу, а сама стала первой в истории женщиной-педагогом!
Но не только знания можно было получить в стенах Янчина монастыря. Голодные приходили сюда за куском хлеба, больные получали уход и заботу. В любых бедах и невзгодах монахини во главе со своей игуменьей Янкой спешили людям на помощь.
Во время тяжёлой засухи тысяча девяносто второго года, когда пылали пожарами целые города, Янка давала в монастыре приют оставшимся без крова. Когда в Киев пришло страшное моровое поветрие, и люди замертво падали на улицах, а за одну только зиму в городе умерло семь тысяч человек, монахини во главе с Янкой самоотверженно ухаживали за больными.
В народе горячо и искренне полюбили княжну Анну Всеволодовну, которую по привычке продолжали называть Янкой даже после принятия ею монашества. После смерти княжны люди стали почитать её как святую. Точно не известна дата её канонизации, нельзя с уверенностью сказать, где именно в Киеве стоял Андреевский Янчин монастырь. Но уже почти тысячу лет живёт в народе память о прославленной в древних летописях и житиях удивительной женщине, великой русской святой с чутким и добрым сердцем и коротким, ярким именем — Янка.
Все выпуски программы Имена милосердия
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых