На женской половине терема великого киевского князя Всеволода Ярославича стояла непривычная тишина. Домашние и слуги разговаривали вполголоса и старались бесшумно ступать по белокаменному полу. Дочь великого князя — юная княжна Анна Всеволодовна — вернулась вчера из долгого путешествия в Царьград, где она должна была сочетаться браком с византийским царевичем Константином. Вернулась одна, без короны на голове и без кольца на пальце... Заперлась в своих хоромах, и вот уже сутки не выходила сама и никого к себе не впускала. Князь строго-настрого приказал не беспокоить дочь расспросами.
Всеволод Ярославич обо всём уже знал — гонец из Царьграда опередил караван княжны. Он привёз письмо, в котором сообщалось, что царевича Константина насильно постригли в монахи. А значит, дочь киевского князя осталась без жениха, и вынуждена была ни с чем возвратиться в отечество.
Великий князь души не чаял в своей Анне, которую дома все звали коротким и задорным именем Янка. Оно невероятно подходило энергичной, деятельной, не любившей сидеть, сложа руки девушке, и очень нравилось ей самой. Всеволод Ярославич с болью в сердце думал о том, как сейчас, наверное, чувствует себя его дочь: не невеста, не жена и не вдова... И даже он не осмеливался постучаться в запертые двери её покоев.
Но мысли Янки в эти минуты были заняты, как ни странно, совсем другим. К тому, что перспектива стать византийской царевной не оправдалась, она отнеслась спокойно. Ей было жаль бедного Константина, ставшего жертвой жестоких дворцовых интриг. И всё же она не считала свою поездку в Византию напрасной. Янка вернулась оттуда с чем-то новым в душе и на сердце. С чем-то, что нужно было тщательно обдумать наедине с собой, прежде чем сообщать отцу и родным. Семнадцатилетняя Янка решила... стать монахиней!
В Царьграде княжна побывала в женской обители, познакомилась с монахинями, увидела, какой простой, молитвенной жизнью они живут, как помогают бедным, больным и бесприютным — и поняла, чего на самом деле желает её сердце.
Женских монастырей в Киевской Руси в то время ещё не было. По просьбе Янки князь Всеволод построил Андреевский монастырь — он и стал первым. В нём Янка приняла монашеский постриг, её же единодушно избрали игуменьей новой обители.
В народе монастырь сразу же окрестили Янчиным. Кипучая энергия молодой игуменьи превратила его в духовный, культурный и научный центр. В монастыре она открыла женскую школу, где обучала всех стремящихся к знаниям киевлянок наукам, рукоделию и Слову Божьему — всему тому, что знала и умела сама. Янка получила отличное образование — она владела не только грамотой; вместе со своим родным братом Владимиром Мономахом княжна изучала математику, иностранные языки, риторику и философию. Слава о Янкиной школе разнеслась по Руси и далеко за её пределами. Сама того не ведая, Анна Всеволодовна создала не только первую на Руси женскую монашескую обитель, но и первую во всей Европе женскую школу, а сама стала первой в истории женщиной-педагогом!
Но не только знания можно было получить в стенах Янчина монастыря. Голодные приходили сюда за куском хлеба, больные получали уход и заботу. В любых бедах и невзгодах монахини во главе со своей игуменьей Янкой спешили людям на помощь.
Во время тяжёлой засухи тысяча девяносто второго года, когда пылали пожарами целые города, Янка давала в монастыре приют оставшимся без крова. Когда в Киев пришло страшное моровое поветрие, и люди замертво падали на улицах, а за одну только зиму в городе умерло семь тысяч человек, монахини во главе с Янкой самоотверженно ухаживали за больными.
В народе горячо и искренне полюбили княжну Анну Всеволодовну, которую по привычке продолжали называть Янкой даже после принятия ею монашества. После смерти княжны люди стали почитать её как святую. Точно не известна дата её канонизации, нельзя с уверенностью сказать, где именно в Киеве стоял Андреевский Янчин монастырь. Но уже почти тысячу лет живёт в народе память о прославленной в древних летописях и житиях удивительной женщине, великой русской святой с чутким и добрым сердцем и коротким, ярким именем — Янка.
Все выпуски программы Имена милосердия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







