
На женской половине терема великого киевского князя Всеволода Ярославича стояла непривычная тишина. Домашние и слуги разговаривали вполголоса и старались бесшумно ступать по белокаменному полу. Дочь великого князя — юная княжна Анна Всеволодовна — вернулась вчера из долгого путешествия в Царьград, где она должна была сочетаться браком с византийским царевичем Константином. Вернулась одна, без короны на голове и без кольца на пальце... Заперлась в своих хоромах, и вот уже сутки не выходила сама и никого к себе не впускала. Князь строго-настрого приказал не беспокоить дочь расспросами.
Всеволод Ярославич обо всём уже знал — гонец из Царьграда опередил караван княжны. Он привёз письмо, в котором сообщалось, что царевича Константина насильно постригли в монахи. А значит, дочь киевского князя осталась без жениха, и вынуждена была ни с чем возвратиться в отечество.
Великий князь души не чаял в своей Анне, которую дома все звали коротким и задорным именем Янка. Оно невероятно подходило энергичной, деятельной, не любившей сидеть, сложа руки девушке, и очень нравилось ей самой. Всеволод Ярославич с болью в сердце думал о том, как сейчас, наверное, чувствует себя его дочь: не невеста, не жена и не вдова... И даже он не осмеливался постучаться в запертые двери её покоев.
Но мысли Янки в эти минуты были заняты, как ни странно, совсем другим. К тому, что перспектива стать византийской царевной не оправдалась, она отнеслась спокойно. Ей было жаль бедного Константина, ставшего жертвой жестоких дворцовых интриг. И всё же она не считала свою поездку в Византию напрасной. Янка вернулась оттуда с чем-то новым в душе и на сердце. С чем-то, что нужно было тщательно обдумать наедине с собой, прежде чем сообщать отцу и родным. Семнадцатилетняя Янка решила... стать монахиней!
В Царьграде княжна побывала в женской обители, познакомилась с монахинями, увидела, какой простой, молитвенной жизнью они живут, как помогают бедным, больным и бесприютным — и поняла, чего на самом деле желает её сердце.
Женских монастырей в Киевской Руси в то время ещё не было. По просьбе Янки князь Всеволод построил Андреевский монастырь — он и стал первым. В нём Янка приняла монашеский постриг, её же единодушно избрали игуменьей новой обители.
В народе монастырь сразу же окрестили Янчиным. Кипучая энергия молодой игуменьи превратила его в духовный, культурный и научный центр. В монастыре она открыла женскую школу, где обучала всех стремящихся к знаниям киевлянок наукам, рукоделию и Слову Божьему — всему тому, что знала и умела сама. Янка получила отличное образование — она владела не только грамотой; вместе со своим родным братом Владимиром Мономахом княжна изучала математику, иностранные языки, риторику и философию. Слава о Янкиной школе разнеслась по Руси и далеко за её пределами. Сама того не ведая, Анна Всеволодовна создала не только первую на Руси женскую монашескую обитель, но и первую во всей Европе женскую школу, а сама стала первой в истории женщиной-педагогом!
Но не только знания можно было получить в стенах Янчина монастыря. Голодные приходили сюда за куском хлеба, больные получали уход и заботу. В любых бедах и невзгодах монахини во главе со своей игуменьей Янкой спешили людям на помощь.
Во время тяжёлой засухи тысяча девяносто второго года, когда пылали пожарами целые города, Янка давала в монастыре приют оставшимся без крова. Когда в Киев пришло страшное моровое поветрие, и люди замертво падали на улицах, а за одну только зиму в городе умерло семь тысяч человек, монахини во главе с Янкой самоотверженно ухаживали за больными.
В народе горячо и искренне полюбили княжну Анну Всеволодовну, которую по привычке продолжали называть Янкой даже после принятия ею монашества. После смерти княжны люди стали почитать её как святую. Точно не известна дата её канонизации, нельзя с уверенностью сказать, где именно в Киеве стоял Андреевский Янчин монастырь. Но уже почти тысячу лет живёт в народе память о прославленной в древних летописях и житиях удивительной женщине, великой русской святой с чутким и добрым сердцем и коротким, ярким именем — Янка.
Все выпуски программы Имена милосердия
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема