
Безусловно, праздник Богоявления или по-другому Крещения Господня один из самых любимых в России. Когда еще столько людей посещает храм? Разве что на Пасху. Всё из-за желания набрать святой воды, которая освящается в православных храмах именно на Богоявление.
Славится своими традициями празднования Крещения и православная Сербия. Особенно колоритно смотрятся богоявленские обычаи в сербской столице — Белграде. На Крещение там можно увидеть самые разные церковные и народные праздничные мероприятия. Начинается день Богоявления с торжественного богослужения. Оно происходит во всех храмах Белграда. По окончании службы совершается освящение воды. А затем наступает время для особого сербского обычая.
От кафедрального собора, то есть главного православного храма Белграда, освященного в честь святого Архангела Михаила, стартует крестный ход, который направляется к Савскому озеру — наиболее чистому водоему Белграда. Крестный ход на Богоявление — знаковое событие для сербской столицы. Участие в нем принимает огромное количество людей. Украшением крестного хода являются многочисленные представители православных молодежных движений, которые надевают военные доспехи по образцу тех, в которых в 14 веке сражались их предки на Косовом поле против турок.
Возглавляет крестный ход или Патриарх, глава Сербской Церкви, или его представитель — епископ. Перед Патриархом несется ледяной крест, выполненный из замороженной святой воды с прошлогоднего Крещения. Среди участников крестного хода можно разглядеть большое количество мужчин, одетых в белые футболки с надписью «Богоявление». Это пловцы-добровольцы, участники особого крещенского заплыва. Когда крестный ход достигает Савского озера, на берегу водоема служится молебен на освящение воды, а в его конце Патриарх или епископ берет ледяной крест и с особого помоста погружает его в воду. В этот момент пловцы и устремляются в воду.
Они стартуют с бетонной пристани, в небольшом отдалении от места молебна. Пловцам необходимо преодолеть дистанцию в тридцать три метра — по числу лет, прожитых Христом на земле. Побеждает в заплыве тот, кто первым дотронется до ледяного распятия. В дар он обычно получает резной деревянный или металлический крест из рук Патриарха и навсегда входит в историю своей семьи как герой. Ледяной крест же должен остаться в Савском озере и растаять, освятив крещенской водой, из которой он состоит, этот водоем.
Всех присутствовавших на праздничном молебне и заплыве священники окропляют святой водой прямо из озера. А кто-то из православных и вовсе окунается в Савское озеро, желая освятиться в день Богоявления. Это часто бывают не сербы, а русские паломники, посетившие Белград в дни крещенских торжеств.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема