Святой благоверный князь Александр Невский родился в тысяча двести двадцатом году в Переславле-Залесском. Отец его, новгородский князь Ярослав, был младшим сыном Всеволода Большое Гнездо. В сложную историческую эпоху князь Александр Невский проявил себя как умелый военачальник, убежденный патриот и истинный христианин. Памятен его призыв к русскому войску перед битвой с шведским Ярлом Биргером. Двадцатилетний князь обратился к воинам: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!». С небольшой дружиной князь разбил грозного врага. Через два года состоялось решающее сражение с немецким рыцарским орденом на Чудском озере. Защитив западные пределы страны с помощью веры и оружия, на востоке Александр Невский действовал как дипломат. Он играл на противоречиях между Золотой Ордой и Монголией и не раз уберегал Русь от новых набегов кочевников. Одним из первых князь Александр Невский начал христианизацию Востока. Возвращаясь из очередной поездки в Орду, князь скончался. Перед смертью он принял монашество с именем Алексий. Мощи святого благоверного князя Александра Невского почивают в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Санкт-Петербурге.
9 апреля. Патриаршая проповедь к 100-летию со дня кончины Патриарха Московского и всея России Тихона

6 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря в Москве.
В связи со 100-летем со дня блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона Предстоятель обратился к пастве Русской православной Церкви.
В условиях гражданской войны и разрухи, ненависти и вражды, крушения прежних устоев и утраты нравственных ориентиров особенно остро ощущалась насущная потребность в объединяющей силе, в появлении духовного лидера, который бы смог стать авторитетом не только для верующих людей, но и сплотить вокруг себя разобщенные слои общества. Промыслом Божиим такой жребий пал на святителя Тихона. До патриаршества владыка Тихон прошел непростой путь, связанный со служением в Польше, проповедью православия среди униатов, а затем и в Соединенных Штатах Америки, где реализовалась его способность к миссионерству и как организатора. Уже тогда он, учитывая характер североамериканской паствы, старался, по слову апостола Павла, стать всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Таланты и душевные дарования святителя в еще большей мере раскрылись, когда во время страшных революционных событий гражданского противостояния он возглавил Русскую Православную Церковь. Неся ответственность за Церковь, Патриарх принимал мудрые решения. В некоторых вопросах, не имеющих принципиального значения, он готов был пойти на определенный компромисс со светской властью. Призывал не мстить гонителям, молился о примирении враждующих сторон. Все это давало возможность, по мере сил, сохранять церковную жизнь. Патриарх Тихон, ставший кормчим Церкви в то время, когда под угрозой было само ее существование, сумел пройти царским путем. Несомненно, сам Господь, основатель и глава Церкви, помогал ему безбоязненно и непреткновенно идти этой стезей, поддерживая первосвятителя и наставляя его на всякую истину. Бескровным мученичеством, исповедничеством и верностью Христу даже до смерти святитель Тихон навсегда вписал свое имя в летопись нашей Церкви и страны.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 апреля. О хранении уст

В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою».
О хранении уст — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иаков вторя премудрому Соломону говорит об отношении к словам: «Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». Апостол называет язык огнем, прекрасой неправды. «Язык, — говорит брат Господень, — укротить никто из людей не может. Это неудержимое зло. Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, всему так быть». Поэтому святые отцы вслед за учителями церкви наставляли нас очень внимательно относиться к хранению уст. Так Ава Исайя говорил: «Храни язык твой, да просветится сердце твое. Воздержание языка означает человека мудрого. Храните язык ваш, чтобы безрассудно не произносить слов и не оскорблять других». Святой Отец оставил нам и средства для этого, сказав: «Приучи язык свой к словам Божьим, и ложь отбежит от тебя». Таким образом, если мы будем больше читать Священное Писание, Слово Божье и молиться, то можем быстрее научиться управлять своими чувствами и языком.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 апреля. О том, какой пост угоден Богу

В 58-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других».
О том, какой пост угоден Богу — священник Дионисий Сакович.
У священномученика Иллариона Троицкого есть очень занимательная статья, которая называется «Пост и постная», где он описывает историю данной аскетической дисциплины. Интересна одна его мысль, которая показывает связь появления поста в иудейской традиции с жертвоприношением. Мы знаем, что плата за грех — смерть, но Господь мудро воспитывал человека, подготавливая его к великой непорочной жертве. Поэтому всякий человек в израильском народе обязан был регулярно приносить жертвы вместе со священнослужителями. Эта жертва приносилась вместо человеческой жизни. Однако дальше мы видим, что Господь призывает людей вступить на более высокую ступень покаяния. И у пророка Исайи в первой главе мы слышим эту весть. «К чему мне множество жертв ваших, говорит Господь. Я присыщен всесожжениями». Священномученик Иларион говорит о том, что на замену жертвоприношениям приходит пост. Иудеи во время поста полностью отказывались от пищи и воды. И в древних молитвах мы читаем о том, что евреи обращались к Богу с такими словами: «Вот, в день моего поста я сжигаю часть тука моего». В посте мы видим множество целей: возвращение к послушанию Богу, покаяние, жертвенность, смирение плоти, доброделание, а не только его гастрономическую часть. Тот же пророк Исайя указывает на то, какой пост угоден Богу. «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом». Истинный пост угоден Богу не тогда, когда человек просто отказывается от пищи, а когда его сердце изменяется и он проявляет любовь, справедливость и милосердие. Как говорит пророк Исайя, пост должен вести к действиям, а не просто к внешнему обряду.
Все выпуски программы Актуальная тема