Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился в тысяча триста сороковом году в Великом Устюге. Еще в детстве и юности он часто сталкивался в родном городе с зырянами, так раньше называли коми - коренных жителей Пермского края. Стефан отличался способностью к языкам - он знал греческий, легко освоил и зырянский. Монашеский постриг юноша принял в монастыре в Ростове. Проводя время в богатой монастырской библиотеке, он загорелся желанием обратить зырян ко Христу. Стефан составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Благословения на задуманное дело он попросил у епископа Коломенского Герасима. «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову» - сказал Стефан. Много трудов и лишений вытерпел проповедник. В тысяча триста восемьдесят третьем году Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Он возводил храмы, открывал при них училища, где священные книг и изучались на пермском языке. Ученики из зырян становились диаконами и священниками. Они вели богослужение для соплеменников на родном языке. В тысяча триста девяносто пятом году епископ Стефан отправился в Москву по делам и там скончался. Тело его было положено в одном из храмов Московского Кремля. Зыряне упрашивали князя Московского и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва тоже любила и чтила великого святителя.
Святитель Стефан Пермский. Просвещение коми.
Святитель Стефан, просветитель Перми, родился в тысяча триста сороковом году в Великом Устюге. Город располагался на границе с Великой Пермью - обширным краем, населенным народом коми, которых тогда называли зырянами. Племя исповедовало язычество и поклонялось духам стихий, существ и предметов. Еще в юности Стефан загорелся желанием обратить зырян ко Христу. Стефан принял монашеский постриг, составил азбуку зырянского языка и перевел на него несколько церковных книг. Зыряне встретили проповедника крайне враждебно: сложили костёр дров, его самого окутали соломой. Но никто не посмел подойти к Стефану с зажжённой лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили язычников. Перелом произошел после того, как Стефан в споре о вере победил главного жреца Паму. После долгих споров жрец вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от Стефана. «Я не повелеваю стихиями, но Христианский Бог велик: иду с тобой», - смиренно отвечал монах. Пама затрепетал и взмолился о пощаде. Зыряне потребовали казнить обманщика, но Стефан отпустил его. Епископ заботился о своей пастве. Во время неурожая он снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от произвола сборщиков податей, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Прославление святителя Стефана началось почти сразу после его кончины. Его житие составлено монахом Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана.
Богородице-Сергиевский монастырь — Йошкар-Ола

Фото: Piqsels
В центре Йошкар-Олы, в квартале на пересечении современных улиц Пушкина, Чернышевского, Карла Маркса и Советской до революции располагался женский монастырь. Он был посвящён явлению Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Обитель основали в 1886 году при городском храме Входа Господня в Иерусалим. Первой настоятельницей здесь стала игуменья Маргарита (Дедюхина).
Несколько корпусов для монахинь построили на средства благотворителей, а в дальнейшем насельницы жили своими праведными трудами. Они занимались земледелием, шили бельё на продажу, стегали одеяла и искусно вышивали. Организовали работу нескольких мастерских — иконописной, кружевной, обувной и чулочной. Роскошный сад при монастыре упоминается в книге «Очерки по родиноведению», вышедшей в 1912 году. Благодаря сёстрам Богородице-Сергиевского монастыря и в городе развивалось искусство цветоводства.
Но основной своей миссией монахини считали заботу о людях. Они содержали богадельню для бедных старушек и приют для девочек-сирот. При обители действовала больница, в которую могли обратиться малоимущие горожане. С началом Первой мировой войны в 1914 году сёстры изготавливали защитные респираторы для нужд фронта и компрессы для раненых. Также они поддерживали семьи погибших воинов — и духовно, и материально.
Обширное монастырское хозяйство в начале двадцатого века занимало целый квартал. После революции 1917 года обитель разорили безбожники. В национализированных зданиях разместили квартиры и различные учреждения. Церковь Входа Господня в Иерусалим какое-то время оставалась действующей, а в начале тридцатых годов её взорвали. В городском квартале не осталось примет ещё недавно процветавшей обители.
Но в памяти народной образ монастыря сохранился. И в 2011 году горожане приняли решение воссоздать на улице Карла Маркса церковь Входа Господня в Иерусалим. Строители постарались воспроизвести в новых стенах облик утраченного храма и через четыре года здесь стали совершаться богослужения.
А в 2022-м началось возрождение Богородице-Сергиевского монастыря. Рядом с церковью Входа Господня в Иерусалим в двухэтажном доме поселилось несколько подвижниц. Они трудятся в швейной мастерской, вместе молятся и ведут хозяйство. Создали музей, посвящённый истории обители. Сёстры верят, что вскоре при Богородице-Сергиевском монастыре появятся медицинский пункт, паломнический центр и, непременно, — цветник, который станет украшением Йошкар-Олы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
11 ноября. О спасении человека по благодати Божьей и добрых делах

9 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, предварившую открытие двенадцатого Общецерковного съезда по социальному служению.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о спасении человека по благодати Божьей и добрых делах.
Спасает человека Бог, спасает Его сила, то есть благодать. Никакие добрые дела спасти не могут, но благодать подаётся в ответ на веру. И вот именно вера и помогает нам совершать дела. Вера даёт силу, и вера превращает доброе дело в спасительное дело.
Другими словами, и вера без дел мертва, и благодатью вы все спасены через веру. Вот эти два как бы противоречивые друг другу текста Священного Писания вообще-то открывают нам смысл того, что означает жизнь христианина и вообще при каких условиях и как обретается спасение.
Оно обретается только благодатью Божией, только силой Божией, которая в немощи человеческой совершается. Но не на пустом месте эта благодать даруется, а в ответ на наши добрые дела, конечно, на нашу веру и на нашу молитву.
Вот почему так важно, что в нашей Церкви сравнительно недавно, но возобновилась поддерживаемая всей полнотой Церкви, и патриархом, и иерархией, и духовенством, и при участии мирян наших поддерживаются и осуществляются многочисленные проекты, как мы сейчас говорим, и программы, направленные на то, чтобы привнести добро в жизнь людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 ноября. Об ожидании Христа

В 1-й главе 1-го послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых».
Об ожидании Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел в этих словах послания к фессалоникийцам напоминает братьям по вере о цели, которую они поставили перед собой. Принятие в сердце Христовой веры — это не просто согласие с божественными истинами, а деятельная, ответная любовь ко Господу.
А что происходит, когда любящие сердца расстаются? Они стремятся как можно скорее вернуться в объятия друг друга. Ожидание Христа, Сына Божия, Который ради нас стал Сыном Человеческим и совершил жертвенный подвиг спасения людей, — это не томление в муках перед Страшным Судом Господним, а радость встречи со своим Спасителем, с любящим нас Богом, со светом и радостью, с первопричиной бытия, с Утешителем и Подателем жизни, с самым родным и любимым Существом во Вселенной.
Конечно, при условии, что грехи и страсти не удаляют нас от этой встречи. Поэтому фессалоникийцы и другие первые христиане, очистившись через крещение от грехов, исполненные благодати Святого Духа, ожидали, жаждали встречи со Христом.
Последуем и мы их примеру.
Все выпуски программы Актуальная тема







