Мученик Иоанн Казанский жил на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков. Он был уроженцем Нижнего Новгорода. Однажды войско Казанского ханства напало на город и увело пленных. В их числе был и молодой юноша Иван. После раздела добычи он достался ханскому родственнику Алей-Шнуру. Днем Иоанн честно служил своему господину, а ночами молился. Ордынец решил обратить своего невольника в ислам, но Иоанн не подчинился. Его привели зимой на кладбище, изранили мечами и оставили в снегу. Очнувшись ночью, Иоанн добрался до русского посольства. Ему позвали священника, мученик причастился, а наутро скончался. К лику святых мученик Иоанн Казанский был причислен в тысяча пятьсот девяносто втором году по инициативе первого митрополита Казанского, будущего Патриарха Московского и всея Руси Гермогена.
Якопо Бассано. «Наполнение Ноева ковчега»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Добрый день! Дождливый денёк выдался, не правда ли?
— Прямо всемирный потоп! Я тут неподалёку работаю, в приюте для бездомных животных. Пошла корм покупать, и попала в грозу. Как раз была около музея — вот, решила зайти. И непогоду переждать, и заодно просветиться.
— А я уже давно хотел побывать в Саратовском Художественном музее. И вот, очень кстати выдалась поездка в Саратов. Так что я просто не мог сюда не зайти.
— Подскажите, а что же здесь можно посмотреть интересное? Я-то в живописи не особенно разбираюсь...
— О, в Саратовском художественном музее немало замечательных полотен! И знаете, вот вы сказали сейчас, что на улице — ливень, похожий на всемирный потоп... У меня сразу возникли ассоциации с одной прекрасной здешней картиной. Я могу её показать, если вы не против.
— Конечно, не против!
— Тогда взгляните, пожалуйста, сюда. Вот полотно, которое я имел в виду. Называется оно «Наполнение Ноева ковчега», и принадлежит кисти итальянского мастера 16-го века Якопо Бассано.
— Ой, смотрите, на картине козы, кролики, петух и куры, индейка, утка, голуби, кошка, собака. Такого количества животных даже в нашем приюте нет! А ещё ослик, коровы, овцы, лошади. Даже львы с оленями. Что же здесь происходит, интересно?
— Пожалуй, отвечу на ваш вопрос цитатой из Библии: «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, и всякого скота возьми, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо Я буду изливать дождь сорок дней и сорок ночей. Ной сделал всё, что Господь повелел ему». История о праведнике Ное, которого Бог избрал, чтобы заново заселить землю после Всемирного потопа, рассказывается в ветхозаветной книге Бытия.
— Точно! Ведь вы же сказали, что картина называется «Наполнение Ноева ковчега». На заднем плане видно, что сгущаются тучи и вот-вот хлынет дождь. Только... где же сам ковчег?
— Обратите внимание на правый верхний угол полотна — видите, там дверь с пологим настилом, по которому идут звери и птицы. Это и есть ковчег. Точнее, его часть. Художник просто решил не изображать его целиком и сосредоточиться на образах семьи Ноя и, конечно, животных, которых он собрал.
— Да, я вижу мужчин и женщин, которые укладывают домашнюю утварь — посуду, корзины. В них, наверное, запасы еды. Но почему-то почти все люди на картине обращены к зрителю либо спиной, либо вполоборота, и нарисованы не очень чётко. А вот звери — напротив, удивительно натурально и тонко выписаны!
— Должен с вами согласиться. На полотне фигуры людей не имеют столь детальной прорисовки, как изображения братьев наших меньших. Якопо Бассано вообще очень любил писать с натуры домашних животных. По историческим сведениям, его мастерская была увешана этюдами с изображениями кур, уток, гусей, петухов и прочей живности.
— Наш человек!
— Но вообще-то основным занятием художника была церковная живопись. Он много писал для храмов. К примеру, Бассано автор потрясающего полотна «Тайная вечеря». Ну, а на тему Ноева Ковчега у живописца есть целых четыре работы!
— Наверное, художнику нравился этот сюжет, потому что в нём совмещалась его вера в Бога и любовь к животным!
— Вполне можно предположить! Кстати, три картины из этой серии находятся за рубежом, в Чехии. Они выставлены в дворцовой галерее замка Кромержиж. А четвёртая — перед нами.
— А как она казалась у нас в Саратове?!
— Полотно Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» раньше находилось в коллекции Эрмитажа. В Саратовский художественный музей оно попало в 1885-м году благодаря ходатайству русского художника Алексея Петровича Боголюбова.
— А напомните, пожалуйста: Ной ведь спас животных, которых поручил ему Бог? Все они благополучно пережили потоп?
— Снова отвечу вам цитатой из Библии: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и весь скот, и все гады, и все птицы, вышли из ковчега». Да, всё в итоге закончилось благополучно — иначе мы с вами сейчас не стояли бы здесь, перед этой замечательной картиной.
— Сегодня же открою Библию и перечитаю эту потрясающую историю!
— Кстати, посмотрите в окно. Дождь перестал. «Всемирный потоп» закончился, можно выходить на улицу.
— Я, пожалуй, останусь ещё ненадолго. Хочется посмотреть на картину. Спасибо вам за увлекательный рассказ! И... я тут подумала...У нашего приюта для животных нет названия. Может быть, назвать его «Ковчег»?
— По-моему, неплохая идея!
Картину Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
Максим Воробьёв. «Вид Иерусалима»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей, какой большой антикварный магазин! Здесь прямо как в музее! А что мы ищем?
— Да, пожалуй, ничего конкретного, Виктор. Посмотрим, проникнемся, так сказать, духом старины.
— Про дух старины ты точно сказал. Посмотри, какая интересная репродукция висит на стене в старинной раме. Какой-то восточный пейзаж.
— О, да это же знаменитая картина! Её автор — художник Максим Никифорович Воробьёв. Перед нами репродукция одного из самых известных его полотен. Оно называется «Вид Иерусалима».
— И правда! Это же Иерусалим, старый город! Как я сразу не догадался. А где выставлен оригинал? В Третьяковке, наверное?
— В Третьяковской галерее, действительно, есть полотна Воробьёва с иерусалимскими пейзажами. Но эта картина находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля.
— Чудесная панорама! Вид на Старый город с высоты. Древние стены, величественный купол храма Гроба Господня и убегающие вдаль, словно растворяющиеся в утренней дымке, дома...
— Максим Воробьёв написал эту картину в 1836-м году. А побывал он на Святой Земле в 1821-м, и прожил там год. Из поездки художник привёз большое количество эскизов, набросков, зарисовок. По ним он и создавал впоследствии свои работы, посвящённые Иерусалиму и его окрестностям.
— Рискованная, наверное, была поездка? Ведь Святая Земля тогда находилась под османским владычеством. Я читал о том, что в этот исторический период православным паломникам путешествовать туда было небезопасно.
— Всё верно! Воробьёв, кстати, по свидетельствам, очень опасался, что может попасть в плен к туркам.
— И всё-таки поехал!
— Это было государственное поручение! Император Александр Первый отправил Максима Никифоровича на Святую Землю в составе дипломатической миссии. И дал задание: зарисовать все важнейшие христианские святыни, виды и планы храма Гроба Господня в Иерусалиме.
— А зачем это было нужно императору?
— Александр Первый замыслил масштабную реконструкцию подмосковного монастыря Новый Иерусалим. Ему нужны были архитектурные образцы. К тому же планировалось издать альбом с видами Иерусалима для широкой публики. Ведь, как ты сам уже заметил, отправиться на Святую Землю тогда могли очень немногие.
— Большое, важное дело совершил художник! А как же его картина попала в Омск?
— Долгое время пейзаж «Вид Иерусалима» украшал Ропшинский дворец — императорскую резиденцию под Петербургом. Ну, а уже в советское время, в 1928-м году, Государственный музейный фонд передал его в Омский музей изобразительных искусств.
— Уверен, картина стала его жемчужиной! Ты, Андрей, знаешь: я живопись очень люблю, но экспертом не являюсь. И всё-таки вижу, насколько гармонично написано это полотно. Художник как будто объединяет Небо и землю.
— Виктор, ну прямо с языка снял! Я как раз хотел сказать о том, что Максим Воробьёв на своей картине «Вид Иерусалима» показывает удивительную и таинственную связь Божественного и земного. Художественно он выражает это единым для всего полотна тонально-цветовым решением. Посмотри, небо и землю окутывает одна и та же фиолетовая дымка. Сквозь неё проступают очертания города вдали и силуэты людей на переднем плане.
— Да, кстати! Человеческие фигуры очень любопытные. Пастух с овцами. Грозные турки с копьями...
— Они как бы усиливают впечатление от картины, делают его полнее, богаче. В живописи такой приём со второстепенными элементами называется «стаффаж». В середине 19 века в пейзаже он обязательно использовался.
— Ну что, Андрей, зашли мы с тобой в антикварный магазин, чтобы окунуться в старину — а побывали на Святой Земле!
— В этом нам помог замечательный русский пейзажист Максим Никифорович Воробьёв.
— И я знаю теперь, куда первым делом пойду, если окажусь в Омске!
Картину Максима Воробьёва «Вид Иерусалима» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля
Все выпуски программы: Краски России
Константин Горбатов. «Оттепель»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей, хорошо ты всё-таки придумал — съездить в Крым не летом, а весной. Какой красивый сейчас Севастополь! Свежая зелень, деревья в цвету. И даже здесь, в Севастопольском художественном музее, ярким весенним солнцем наполнен будто каждый уголок. А у нас в Москве только-только начинается оттепель...
— Кстати, Аллочка, «Оттепель» мы с тобою сейчас увидим!
— Наверное, на какой-нибудь картине? Я угадала?
— Да, Алла. Здесь, в музее имени Крошицкого есть замечательная работа, которая называется «Оттепель».
— Ну что ж, веди меня к этому полотну. И кто же его автор?
— Написал её художник Константин Иванович Горбатов. Вот она — посмотри, пожалуйста.
— Какая необычная, чудесная работа! Улица с домами и высоким храмом вся в фиолетовых тонах. Лужи на дороге серебрятся. Кажется, глядя на картину, я даже чувствую особенный, влажный и прохладный воздух весны, которая делает свои первые робкие шаги.
— Алла, не перестаю восхищаться тем, как тонко и поэтически ты чувствуешь живопись! Эта работа, действительно, очень лиричная, сразу видно, что мастер не просто запечатлел пейзаж, но и передал зрителям глубину собственных ощущений, которые испытывал во время письма.
— В картине определённо чувствуется взволнованное ожидание. Да и сам сюжет — ранняя весна — это всегда символ начала чего-то нового.
— Константин Горбатов написал «Оттепель» в 1910-м, за год до окончания Императорской Академии художеств. Возможно, в этом полотне он сосредоточил переживания, связанные с поисками собственного творческого пути. Ведь к призванию художника он пришёл не сразу.
— Неужели? А чем же он занимался до этого?
— Сначала он учился техническому рисованию — это, по сути, раздел черчения. Окончил Рижский Политехнический институт, потом поступил в Академию художеств, но — на архитектурный факультет. И только через год, в 1905-м, перевёлся на живописное отделение Высшего художественного училища.
— А знаешь, Андрей... Мне кажется, видно, что картину создавал человек, разбирающийся в архитектуре. Посмотри, какие чёткие линии у зданий, как мастерски передано пространство, перспектива.
— Да, пожалуй! Можно сказать, что на полотне «Оттепель» Константин Иванович Горбатов проявил себя и как физик, и как лирик... Вообще, он ведь был мастером именно городского пейзажа. Особенно любил русский Север. Много рисовал Псков, Великий Новгород, Вологду.
— Интересно, а какой город он изобразил на этом полотне?
— Петербург. Это Тверская улица. Обрати внимание на храм —старообрядческую церковь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Её построили в 1906-м. А через 4 года живописец запечатлел её на своей картине. И теперь мы можем увидеть, какой она когда-то была.
— Надо думать, храм пострадал в богоборческие времена?
— В советские годы в здании церкви располагался завод. Для его нужд к фасаду пристроили лифтовую шахту, прорубили новые окна. В 2000-е храм отреставрировали. И надо сказать, что его современный облик весьма похож на тот, что мы видим на картине «Оттепель».
— Андрей, это поразительно, но на картине видно... воздух! Посмотри только, он словно мерцает. И эта дорога с подтаявшим снегом тоже переливается удивительными красками — фиолетовыми, синими. Сгущается вечер. Тепло светятся окошки в домах. Куда-то спешат прохожие — может быть, в храм...
— Интересно, что сначала Константин Горбатов назвал этот пейзаж «Сумерки». Но потом изменил на «Оттепель».
— И правильно! Ведь «Оттепель» — это надежда на лучшее, на то, что впереди будут светлые дни. И пусть пока ещё холодно, тепло наступит уже совсем скоро.
— Давай, Аллочка, увезём потрясающее настроение, которое дарит эта картина, с собой, в нашу московскую оттепель!
Картину Константина Горбатова «Оттепель» можно увидеть в Севастопольском художественном музее имени Михаила Крошицкого.
Все выпуски программы: Краски России