Наш собеседник — настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге протоиерей Сергий Бабурин.
Мы говорили о церковной жизни в Германии и об истории одной из самых больших православных общин в этой стране при храме святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбурге. Отец Сергий рассказал о том, что изменилось в жизни общины за период карантина, и о планах на будущее. Наш собеседник поделился, как прихожане храма проводят время вне богослужений, какую поддержку оказывает храм людям с различными тяжелыми заболеваниями, с какой целью создавался духовно-культурный центр Чайковского, и какие образовательные и культурные мероприятия проходят внутри общины.
Ведущая: Лиза Горская
Л. Горская
– В эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». С вами Лиза Горская и протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, что в городе Гамбург. Здравствуйте, отец Сергий.
Протоиерей Сергий
– Здравствуйте, Елизавета, приветствую вас. Приветствую ваших замечательных слушателей. Мне кажется, что у вас не только самая многочисленная аудитория, в вашей студии, но и самая лучшая, потому что это люди, ищущие света, добра, святого в жизни. Поэтому всех вас приветствую и низкий всем поклон.
Л. Горская
– Спасибо большое за теплые слова. Мы хотели с вами поговорить сегодня о роли православной общины в жизни города Гамбург. Так можно сказать?
Протоиерей Сергий
– Да можно по-всякому сказать, можно и так.
Л. Горская
– Гамбург – город-побратим Санкт-Петербургу. У них на самом деле много общего – это большие порты, это культурные центры, и храм, ваш храм, освящен в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Протоиерей Сергий
– Ну вот вы как раз затронули тему партнерства двух городов, и во многом вот на этой волне партнерства наша община и родилась. Потому что действительно существуют эти давние тесные связи. Наши города являются вторыми по величине, вторыми столицами, морскими столицами. И когда в свое время в 2001 году формировался наш приход, то конечно же, эта связь была отмечена, и было решено что святой, который будет покровителем нашей общины, тоже будет соответствовать этой идее. И отец Иоанн Кронштадтский как раз лучше всего подходил, потому что это священник, который жил и трудился недалеко от Санкт-Петербурга, в Кронштадте, часто бывал в Санкт-Петербурге, и самый почитаемый, наверное, святой северной столицей нашей российской, поэтому было решено протянуть такую духовную ниточку между двумя городами. А потом получилось так, что именно в дни празднования 50-летия партнерских отношений между Гамбургом и Петербургом состоялось наше великое освящение, освящение нашего собора. Община началась очень бедненько, была очень маленькая сначала – это были люди, получатели социального пособия, сами очень бедные. И первое время арендовали помещение спортзала в лютеранском детском садике, была очень скудная жизнь. Но со временем Господь нам подарил большой собор в центре города, самый большой собор Русской Православной Церкви в Германии именно в нашем городе, мы стали собственником замечательного помещения. И освящение этого нового храма – уже с иконостасом, уже после ремонта и реставрации – совершалось в 2007 году митрополитом Кириллом, будущим Патриархом Кириллом, и именно в дни празднования. И Гамбург тогда тоже очень широко праздновал 50-летие партнерских отношений Гамбурга и Петербурга. Ну вот мы очень рады тому, что есть такая духовная нить, и я вижу, что это нить довольно активна.
Л. Горская
– То есть история вашей общины началась в 2001 году, получается?
Протоиерей Сергий
– Да. Конечно, мы можем говорить о неких предпосылках, но сам приход организовался именно в 2001 году.
Л. Горская
– У вас скоро будет 20-летие?
Протоиерей Сергий
– Скоро, да, готовимся потихоньку к этому событию.
Л. Горская
– А которого числа?
Протоиерей Сергий
– Это было в самом начале года, в крещенские дни. Приехал отец Борис, благочинный Северной Германии, он основатель нашего прихода, и совершил первый молебен, собрав небольшую группу людей, водосвятный молебен. Вот с этой молитвы в январские дни 2001 года и началась наша община.
Л. Горская
– А вот вы сказали, Господь вам подарил храм. А как так происходит, как Господь дарит храмы? Расскажите подробнее.
Протоиерей Сергий
– Ну Он дарит все, что человеку потребно. Он и обещал это, что все остальное, что человеку потребно, приложится. Горячо молилась, действительно, община. И мы не просто служили в том помещении, которое не очень соответствует нашему представлению о храме, конечно, мы в этом спортзале повесили иконы и было хорошо, все-таки это был наше помещение, мы могли собираться, когда мы хотим там. Но это была очень большая арендная плата, и фактически вся копеечка, которая собиралась, она отдавалась за возможность быть в этом помещении. И хотелось своего, хотелось возможности развиваться. И нашли прекрасный собор, который стал пустым, сдавался под разные мероприятия, концерты, выставки, некие религиозные группы периодически собирались в этом помещении. Принадлежал храм лютеранской церкви, и они сами подумывали о том, чтобы его продать. Потому что иначе его пришлось бы реставрировать, заниматься активно, а уже необходимости у лютеранской церкви в этом соборе не было, несмотря на то что он такое центральное положение в городе занимает. И начался очень сложный, долгий процесс о переговорах, о получении нами этой церкви. И мы с ужасом, конечно, думали о том, что сколько попросят наши братья во Христе за этот собор. Понимая, что у нас ничего нет. Вот митрополит Кирилл тогда благословил эти переговоры. И когда мы уже пришли на финальную такую стадию, вдруг выяснилось – вот здесь вот начинается подарок, – что лютеранской церкви не принадлежит земельный участок под церковью. Потому что по какому-то очень древнему закону все храмы, которые находятся в Сити, в центральной части города, они пользуются землей на правах бессрочной аренды, а земля принадлежит городу. А по другому закону, кто владеет землей, тот владеет и зданием, невозможно продать здание без земли. И вот на этой финальной стадии, когда невозможно уже было идти, разворачиваться назад никому из нас, участников, выяснилось, что лютеранская церковь продать нам этот собор не имеет права, он ей не принадлежит юридически. И третий участник в переговоры вступил – город Гамбург, великий ганзейский свободный город, ему было совершенно все равно, продавать не продавать, и нам просто продали земельный участок под церковью по рыночной стоимости. Это были небольшие деньги тогда, по тем временам –это все происходило в 2004 году, сделка, – это фактически была стоимость однокомнатной квартиры в Москве. И вот по этой цене был приобретен крупнейший в Европе собор. Ну а сама лютеранская церковь, она просто передала нам символически эту церковь за одно евро. Поэтому, конечно, чудо. Очень часто можно встретить в интернете информацию о том, что вот, Русская Церковь получила за евро храм. И не совсем люди понимают, как это так может быть. Вот при той ситуации, именно в таком вот, неожиданном для всех повороте, который на финишной прямой выяснился. Ну, конечно, эта сумма тоже большая была за земельный участок, но здесь лично в этом поучаствовал тогда митрополит Кирилл, Патриарх наш нынешний, и нашел благотворителя, который купил нашей общине этот земельный участок. И так мы стали собственниками собора, теперь эта земля принадлежит Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю, что это чудо, великое чудо отца Иоанна Кронштадтского, который так вот скор на слышание. И нам активно помог и помогал потом, потому что нужно было ремонтировать храм, украшать его. У нас еще есть большой приходской дом, еще есть деревянный храм, много всего есть, и все это его такие щедрые дары. Об этом важно сказать, потому что сейчас год 30-летия прославления Русской Православной Церковью святого праведного Иоанна Кронштадтского, поэтому мы с благодарной памятью эти щедрые дары батюшки Иоанна Кронштадтского вспоминаем.
Л. Горская
– Я так понимаю, что это не первый случай, когда святой праведный Иоанн Кронштадтский помогает православным храмам в Гамбурге. И в начале XX столетия, когда Свято-Владимирское братство объявило сбор средств на храм в Гамбурге по всей России, Иоанн Кронштадтский один из первых откликнулся на этот призыв.
Протоиерей Сергий
– Да, вы знаете, это очень для нас ценная информация, и рассказал мне об этом митрополит Марк, который возглавляет Русскую Зарубежную Церковь в Германии. Он приезжал в 2007 году на богослужение по поводу освящения нашего собора и рассказал как раз о том, что в русском православном монастыре под Мюнхеном, в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, хранится банковский вексель с именем Иоанна Сергиева. Когда отец Иоанн Кронштадтский услышал о том, что братство Свято-Владимирское объявило сбор средств на храм в Гамбурге, он откликнулся один из первых. Мы знаем, что он был благотворитель щедрый. Ну а для нас это очень ценная информация, мы воспринимаем ее как то, что батюшка почувствовал, что ему потом придется много потрудиться в этом городе и сразу же вот так поучаствовал. К сожалению, этот храм, это был Свято-Николаевский храм – было приобретено здание, был особняк куплен, в котором была организована домовая церковь. Но со временем этот храм был утерян, он был продан, потому что братству уже было очень трудно и тяжело содержать тот дом, и он утерян был. Но мы знаем, где он находился, у нас есть контакт с хозяевами. И даже есть такая устная договоренность, что если вдруг они соберутся продавать, то мы будем первыми, кому это будет предложено. А там как Господь управит. Ну а для нас это тоже важное место, оно не только связано в Гамбурге с именем Иоанна Кронштадтского, который поучаствовал финансово, но и с именем Святейшего Патриарха Тихона, который епископом молодым проезжал через город, когда был назначен в Америку на служение. Он остановился в Гамбурге, служил здесь литургию, ожидая парохода в Америку. И оставил замечательные слова напутствия гамбургской общине, чтобы она росла, множилась и развивалась – вот дальше красивая фраза – как древо благосеннолиственное. Вот мы теперь себя таким древом и воспринимаем.
Л. Горская
– Удивительно. А храм, он физически, в стенах он сохранился?
Протоиерей Сергий
– Конечно, храм, есть только упоминание о том, что он находился в верхнем этаже этого особняка. Конечно, там все перестроено, всякая память о том, что там был храм уже нарушена, внутри помещения. Но сверху сохраняется большая круглая икона-медальон на крыше этого особняка, хозяева не снимают. Это икона большая святителя Николая, память историческая о том, что там был храм.
Л. Горская
– Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». С вами Лиза Горская и протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, что в городе Гамбург. Продолжаем разговор про храм в Гамбурге. Я смотрела фотографии в интернете – вы знаете, на мой взгляд, он не выглядит как кирха, он вообще не похож. Это вы его так преобразили или он изначально был такой архитектуры, тяготеющей к Востоку?
Протоиерей Сергий
– Два слова расскажу об архитектуре нашего храма. Действительно он очень красив (я всех слушателей, кого это заинтересует, призываю посмотреть на нашем сайте фотографии), храм представляет собой смешение всех европейских стилей и имеет очень интересную историю, как задумка, как идея первого архитектора. Архитектур Лоренцо, итальянец, но который родился и вырос в Германии. И вот в начале XX века у него был заказ от армянской общины, чтобы он спроектировал для них храм. Он был некоторое время, как бы стажировался в Тифлисе, поэтому был знаком с кавказской архитектурой, и вот он сделал такой интересный рисунок храма. Это, конечно, эклектика, смешение разных стилей – там и неороманский, неоготический стиль, одновременно присутствуют и элементы кавказской архитектуры. Он действительно совершенно нетипичный для севера Германии, но он очень всем понравился, понравился в городе, когда его согласовывали, очень вписался в лицо района, где должен был вырасти. Но потом возник такой досадный момент, что армянская община посчитала, что все-таки он слишком большой, его дорого содержать, и отказались от строительства. Но архитектор смог убедить лютеранскую общину, чтобы построить храм, который больше соответствует Восточной Церкви – имеет большой алтарь, который был не нужен для лютеран, но они решили вот именно воплотить эту идею архитектора. И наш храм, конечно, больше, если мы говорим об архитектурных стилях, тяготеет не к базилике – традиционному такому, вытянутому помещению, а к ротонде – круглому. Для нас, для нашего взгляда – многие говорят: о, прямо как в Святую Софию попадаем! – внутри попадаешь в такой большой световой круг, потому что по всему круговому движению большие окна. И всегда, даже в пасмурную погоду, а она у нас частое явление в Гамбурге, в храме нашем очень светло. Поэтому мы уже рады были такой архитектуре – было понятно, что воцерковлять ее будет не так сложно. Но со временем, когда Александр Николаевич Солдатов (на мой взгляд, это один из лучших иконописцев современности) согласился расписать наш храм, то он стал просто такой удивительной жемчужиной современного церковного искусства. У нас фресковый иконостас – опять же это особенность вот этого льющегося со всех сторон света, и фреска, она очень мягко отражает этот свет, – поэтому мы воплотили в нашем храме уже такую древнюю технику фрески и продолжаем ею наш храм украшать.
Л. Горская
– То есть у вас роспись еще идет.
Протоиерей Сергий
– Да, вот мы сейчас как раз, нам помог период даже самоизоляции: мы должны были закрыть храм, и вот в это время мы сделали такой вот грязный ремонт – мы сбивали штукатурку и готовили еще большую площадь наших стен под следующие росписи. То есть получилось так, что нас это даже очень выручило, период, когда мы должны были наш храм закрыть на период карантина. Надеемся в конце лета начать следующий этап росписи в нашем храм.
Л. Горская
– А следующий этап это что?
Протоиерей Сергий
– Это будет опять же часть стен над иконостасом.
Л. Горская
– У вас есть какие-то благотворители, помощники, которые участвуют в этом?
Протоиерей Сергий
– Ну сейчас с этим очень тяжело. У нас приход уже большой, мы так, в общем, этот этап фактически своими силами пытаемся выполнить. Такого большого благотворителя, который мог бы на себя это взять, у нас нет.
Л. Горская
– Пытаетесь, наверное, успеть к 20-летию.
Протоиерей Сергий
– Знаете, если честно, давно уже не пытаемся ни к чему успеть. Просто делаем, чтобы это было хорошо. Потому что, когда мы пытаемся к чему-то успеть, мы думаем не о том, чтобы сделать это на века, а о том, чтобы успеть. Ну да, мы хотим все успеть в нашей жизни, многое сделать. Но работы основные, главные мы уже делаем так, как они идут, чтобы было просто хорошо, было радостно, было на века. Даже если юбилей будет в окружении строительных лесов, нас это не смутит. Никого подгонять не будем.
Л. Горская
– Меня так воодушевили ваши слова, что даже позволила себе глубоко задуматься и мысленно оказалась среди лесов в вашем прекрасном храме.
Л. Горская
– Мы как раз вот сейчас сняли до росписи, так что, если вы приедете, будет опять обилие света, цвета и такой духовной радости.
Протоиерей Сергий
– Приехать-то, может, я и приехала бы, да кто же меня пустит. Расскажите, пожалуйста, раз мы этого коснулись, о том, как для вас, помимо вот росписи, как для вас проходит и проходил, проходит вот этот период пандемии, что для вас поменялось, как люди себя чувствуют, психологически как?
Протоиерей Сергий
– Ну да, вы простите меня, потому что, конечно, легко приглашать человека, когда он приехать не может, сейчас пока границы закрыты. Но мы очень гостеприимная община, мы любим принимать гостей, поэтому всех гостей со всей волостей мы щедро всегда принимаем, с радостью, вас приглашаю всех. И надеюсь, что скоро все-таки эти ограничения снимутся по передвижению нашему. Хорошо прошло это время, многому нас научило. Мы стараемся на все смотреть позитивно, через призму радости и уроков нашего Творца, Отца Небесного, поэтому мы в этот период тоже очень многому научились. Ремонт это, может быть, самый маленький плюс, который мы обрели. А самое главное, чему мы все научились, это ценить просто службу. Вдруг мы смогли это понять, что любая твоя Божественная литургия, на которую ты пришел, она может быть последней в твоей жизни. И не потому, что ты скоротечен в своем бытии, а потому что просто закроют храмы и все, и ничего с этим не сделаешь. И мы очень четко это увидели, что, в общем, это реальность нашего времени. И у людей как-то сразу поменялось что-то вот в сердце, потому что те службы, которые сейчас мы совершаем, люди приходят на них, я не нарадуюсь вот этому внутреннему чувству благодарности Богу за каждую службу, которое у людей вдруг возникло. И это, конечно, большой подарок нам всем. Ну плюс к этому, конечно, многому научились как община. Мы научились транслировать богослужения, бурно развили какие-то внутренние социальные сети. Наши батюшки стали тоже активно писать, каждый день пытаемся, чтобы было хотя бы краткое слово от нашего духовенства через социальные сети. Мы как бы совершенно об этом не думали, но очень быстро всему научились. Это тоже нечто такое, большой для нас плюс. Ну а дальше, конечно, осмысляем, как все, думаем, что будет за этим. Ну в то же время понимаем, что главное, что сейчас мы призваны радоваться тому, что есть возможность совершать богослужения дальше. В Германии сейчас уже многие ограничения сняты, богослужения могут совершаться свободно, соблюдая дистанцию, это четко предписано государством. Конечно, мы, священники, служим без масок, но прихожане должны стоять в масках. И мы каждый раз, обливаясь просто слезами, смотрим, как трудно прихожанам молиться в масках, невероятно тяжело. Поэтому как-то вот с большим сочувствием стараемся духовно поддерживать, психологически, но пока, к сожалению, эта мера остается у нас. Потому что может быть проверка, могут быть и штрафы. И нам, конечно, важно сохранять какое-то доброе имя перед властями, не дразнить никого. Ну и потом мы понимаем, что все эти меры, которые предписываются нам, это не некие правила игры с государством в прятки: мы делаем что-то, чтобы от нас отстали. Мы понимаем, что это забота о здоровье людей. Господь миловал нашу общину, у нас нет одного заразившегося в приходе, но мы имеем огромный помянник тех, кто болеет, тех, кто скончался. Эта болезнь унесла очень многих друзей нашего прихода в России. Поэтому мы, конечно, понимаем, насколько все серьезно.
Л. Горская
– А в Германии в целом ситуация с заболеваемостью такая же тяжелая, как в России или полегче?
Протоиерей Сергий
– Нет, сейчас она довольно благоприятная. Есть, конечно, заболевшие, есть каждый день какие-то новые случаи. Но в целом можно сказать, что это уже почти ушло как эпидемия, как пандемия. В Германии к этому уже относятся спокойно. Но хотя вот мы видим, что с момента, как сняли ограничения, было несколько случаев, которые происходили в церквах заражений массовых – в одной баптистской общине, в одной лютеранской общине было массовое заражение. И поэтому сейчас очень присматриваются к тому, как совершают богослужения разные религиозные общины. Государство присматривается к этому.
Л. Горская
– Можно сказать, что немцы в целом более дисциплинированы в плане соблюдения каких-то правил, тех же санитарных норм или они как все?
Протоиерей Сергий
– Ну разные люди бывают. Но в большинстве своем, конечно, было очень много разъяснений разных специалистов, поэтому, в общем, народ принял это. Много было недовольств, много было несогласных, много было таких ковид-диссидентов, как сейчас принято говорить, но в целом общество приняло это как некую такую вот, вошедшую в жизнь новую меру. Здесь, в Германии, конечно, социальная страна, и очень приятно что государство очень много средств тратит сейчас, чтобы поддержать всех тех, кто пострадал в этот период – это и фирмы, это и предприятия, это и рестораны. В общем, любой человек может подать документы о том, что ему трудно.
Л. Горская
– Частные предприниматели.
Протоиерей Сергий
– Да, и идет поддержка, в общем, всем. Поэтому это необыкновенно радует. И у людей поэтому нет такого чувства депрессии. Да, пережили что-то новое и неожиданно как-то все почувствовали хрупкость этого мира. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие» – вот прозвучало как-то с особой силой это. Ну а в целом какое-то настроение сейчас хорошее у людей.
Л. Горская
– Я помню какое-то приятное удивление это дальней, не близкой знакомой, которая работает художницей где-то на набережной и даже не имеет немецкого гражданства, и вдруг получила, по-моему, четыре тысячи евро, выплату от государства в виде поддержки, потому что там вот ну как индивидуальный предприниматель, пострадавший от пандемии.
Протоиерей Сергий
– Да, очень много разные фонды, много статей, по которым поддерживают людей. И многодетным всем, вернее не многодетным, а просто поддержка на детей. Каждый, кто в Германии получает детские деньги, он сейчас 300 евро еще дополнительных средств получает, не делая для этого никакого заявления, автоматически. То есть таких моментов очень много и это приятно, что государство все-таки помнит, что оно существует для того, чтобы людей поддерживать, заботиться о них.
Л. Горская
– Ну да, государство для людей, а не наоборот. Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь Лиза Горская и протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Оставайтесь с нами, а мы вернемся через минуту.
Л. Горская
– «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Лиза Горская, протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. И, отец Сергий, я хотела вас спросить, вот ваша община, ваша дружная община, о которой вы с такой любовью говорите, из кого она состоит, кто эти люди? Это русские эмигранты, потомки, это немцы – кто они?
Протоиерей Сергий
– Ну, как в Библии говорится, и это очень хорошо: каждой твари по паре. То есть у нас на сегодняшний день очень широкий спектр, можно отдельно это изучать, долго об этом говорить. Конечно, из представителей основных ниточек, которые притекли в Германию, это и русские, и немцы, это те, кто по еврейской эмиграции приехали, много студентов, которые остались, люди приехали ради бизнеса, культурных своих связей, замужества – можно бесконечно говорить, то есть очень разный спектр. Опять же разных национальностей – очень много в нашем приходе людей с Украины, из Молдавии, Белоруссии. И из каждой этой страны есть свои ниточки, по которым люди попадают в Германию, поэтому приход большой, интернациональный, дружный. И вообще вот, знаете, в Германии, за границей часто люди встречаются, начинают оценивать друг друга: вот а ты по какой волне приехал, а кто ты, а что ты представляешь за группу определенную, да, – и вот прежде чем начать общаться, люди прощупывают друг друга, насколько у них много для этого общения фундамента. И вот моя большая радость, что это все полностью преодолено в нашем приходе, у нас никто не делит, чьих ты будешь, а потом уже общаться, то есть мы друг друга принимаем в первую очередь как вот братья и сестры, как это положено, а потом уже кому где Господь судил родиться, вырасти, это абсолютно уже второстепенный момент. Поэтому у нас как-то, слава Богу, в общине не было ни национальных всех вот этих вот споров и конфликтов – все наши украинцы церковные, все остались, грузины тоже никуда не уходили. И поэтому вот это, наверное, самая большая радость моя, как настоятеля, о том что внутри общины существует ситуация такого мира, понимания того, что мы в первую очередь евхаристическая семья, семья во Христе, а все остальное потом. Это и нашим детям передается.
Л. Горская
– А вот расхожий стереотип о том, что для россиян, которые по той или иной причине проживают за рубежом, храм является таким клубом для общения скорее, нежели местом для молитвы, он имеет под собой какую-то правдивую почву или это от неведения так говорят?
Протоиерей Сергий
– Конечно, имеет, но это не главное. Это тоже радует. Потому что с этим тоже мы всегда боролись, чтобы храм не становился местом просто общения, встреч, чаепитий. Вот все-таки девяносто, наверное, процентов, образно так выражаясь, это люди, которые приходят сюда к Богу со своими внутренними духовными запросами.
Л. Горская
– Но чай пьете?
Протоиерей Сергий
– Чай пьем. Да, тоже вот, что мы сломали с самого начала. Была небольшая группа людей, которые говорили: мы пошли пить чай, потому что мы костяк. И я им сказал, что это понятие не библейское, вот...
Л. Горская
– Костяк.
Протоиерей Сергий
– Поэтому благословения «костяку» пить чай не будет. И у нас чаепития только бывают, когда они бывают для всех. Бывают большие трапезы – это престольный праздник, Рождество, Пасха. И у нас тоже такая традиция – очень грустно, конечно, сейчас говорить обо всех наших традициях в прошедшем времени, потому что эпидемия коронавируса внесла очень сильные коррективы, сейчас трапезы всякие, чаепития запрещены по закону, – а так у нас богослужения, которые совершались на буднях, еще недавно, после все этих служб прямо в храме накрывались столы, бутерброды, и мы имели возможность после службы еще пообщаться. В субботу, воскресенье – нет, потому что слишком много людей, это слишком много хаоса возникает тогда. А в большие праздники у нас – на Рождество Пасху, престольный праздник – до 350 человек где-то у нас столуется, общается после службы, это есть. Но все-таки главное, люди понимают, что они собираются здесь для того, чтобы поддержать друг друга духовно, ну и себя самих в первую очередь. Кто-то начинает, находит друзей в храме, даже семей уже немало сформировалось, даже внутри храма. Есть какие-то клубы по интересам. Например, возник такой клуб «Параскева» – женских рукоделий – вот женщины вместе из прихода учатся разным мастер-классам. Люди приходят порой на русский язык, на литературу, которые предложены в нашем приходском доме. И после этого все глубже погружаются в жизнь общины, то есть уже и такой процесс тоже идет. Мы постоянно подчеркиваем, что главное здесь, мы стали таким центром, культурным центром. У нас как матрешка, получается, в центре города: храм стоит на площади Чайковского, рядом с храмом стоит «Дом Чайковского» – наш приходской центр большой, внутри «Дома Чайковского» есть «Зал Чайковского». И получились такие вот для немцев культурные площадки, и культурные, и образовательные. Но мы всегда напоминаем о том, что, не забываем об этом говорить, что прежде всего это духовная жизнь, это наш поиск Бога.
Л. Горская
– А как немцы, коренные жители Гамбурга (вот коренной житель Гамбурга это тот, который, наверное, в четырех поколениях уже живет в Гамбурге), как они реагируют на вас, на вашу деятельность? Есть ли дружба, общение?
Протоиерей Сергий
– Конечно, мы иностранцы, да, мы тут «понаехали». И это психологическое восприятие человека, который приехал, тут активно как-то рядом с тобой устроился, еще и успешно – вот это психологически раздражает всегда аборигенов. Поэтому, конечно, мы встречаем порой и взгляды какие-то чуждые. Это обычная ситуация, когда на венчание у нас съехалось много машин – а наш народ так это припаздывает всегда, бросает машины, где попало, бежит в церковь...
Л. Горская
– Понаехали, еще и понаставили.
Протоиерей Сергий
– И всегда тут, да, сразу начинаются звонки в полицию: вот, эти русские опять... То есть какое-то такое вот наше активное и шумное порой присутствие, очень, конечно, и раздражает порой местных жителей. Но это настроение все больше уходит, потому что к нам привыкли, с нами смирились. Даже нас начинают воспринимать не просто как неизбежное зло, а как даже и позитивную компоненту этого района. Потому что вот тот же зал наш, «Зал Чайковского», «Дом Чайковского», он открыт для всех. И здесь местное население очень много находит для себя каких-то интересных мероприятий, много очень концертов классической музыки. Мы теперь уже имеем порядка двухсот человек, наверное, активных участников тех культурных проектов немецкоязычных, которые предлагает наш «Дом Чайковского». То есть мы здесь стараемся активно бороться за наше доброе имя. Сенат относится к нам хорошо, периодически даже они с удовольствием арендуют наш «Зал Чайковского» для того, чтобы свои городские мероприятия провести, но не очень большие, потому что зал небольшой, на 200 человек, но для того, чтобы опять же подчеркнуть, что это взаимодействие важно и городу. Поэтому потихонечку мы так вот наше доброе имя стараемся презентовать, не просто как какая-то маленькая локальная община, а просто мы уже да, мы такой значительный элемент внутри жизни города, с нами уже и только надо смириться, но и полюбить нас. И что получается, в общем-то, слава Богу.
Л. Горская
– А я так понимаю, что это в целом в русле немецкой традиции – концерт в храме.
Протоиерей Сергий
– Ну концерты в храме, конечно, мы не проводим. Вот у нас вот большой рядом в нашем приходском доме рядом зал – «Зал Чайковского» – там иконы не висят, он специально оборудован так, что он нейтральный дом. Звучит не как приходской дом Русской Православной Церкви, а именно духовно-культурный образовательный центр, «Дом Чайковского» – вот так вот мы его назвали. И именно так он звучит – как культурная площадка, как мостик между двух культур. Поэтому сюда – пожалуйста, люди приглашаются на наши мероприятия такие, культурные, все – любой конфессии, любых национальностей. Если вы любите, цените классическую музыку русскую – милости просим. И очень много желающих.
Л. Горская
– А для детей?
Протоиерей Сергий
– Для детей тоже у нас много. Вообще вот интересно мы с вами перешли. Конечно, о своем детище, о нашем детище я могу говорить бесконечно долго – «Доме Чайковского», нашем приходском центре. Но началось именно с того, что мы получили большой собор, но в нем совершенно не было никаких подсобных помещений. Была маленькая кухня, вот по нынешним требованиям дистанции в нее можно только трех человек поместить, в эту кухню. Но помещалось до пятидесяти, там происходила вся активная жизнь как бы: свадьбы, поминки, крещения, воскресная школа, мастер-классы – все проходило там, спевки хора. И мы поняли, что мы просто задохнемся, если сейчас не будет второго помещения. Вот так возникла идея приходского дома, центра, который был со временем реализован, построен. Это огромный дом, культурный центр, и там, конечно, у нас сейчас очень много всего для детей. И воскресная школа есть, двух групп, которая регулярно собирается, есть русский язык, литература русская, есть театральная школа для детей, есть художественная школа. Конечно, сейчас мы тоже научились тому, что все занятия – русский язык, литература, художественная школа, даже театральная – удаленно занимаемся с детьми. Пока еще мы не имеем возможности собираться свободно, так собирались раньше, ограничения здесь есть на мероприятия с детьми. Но традиция создана, это живые группы, они все ждут, для того чтобы вернуться к прежней своей активной деятельности. Вот только русский язык, литература у нас собирает порядка восьмидесяти детей в разных возрастных группах.
Л. Горская
– Хотела спросить, как вы поддерживаете связь с общиной в условиях этой разрозненности, которая сейчас?
Протоиерей Сергий
– Ну у нас четверо священников, все в приходе знают телефон, электронные адреса батюшек. Мы их вывесили даже на сайт, абсолютно открыты. Нам очень много звонят, много пишут. Мы отвечаем на все, которые к нам поступают. В период, когда службы были прекращены, мы причащали индивидуально людей, всех, кто попросился, всех мы охватили за период Великого поста. Поэтому контакт у нас прямой, мы доступны. Сейчас, конечно, начали люди ходить на службы, но многие еще боятся. Поэтому у нас не так активно возвращается народ в храмы, пока они не переполнены, но мы и не имеем права этого допустить. Но такой контакт удаленный – через социальные сети, через наш сайт, через постоянные личные индивидуальные контакты – он остается. У нас каждый день в храме дежурит священник, и для частной молитвы можно всегда приходить, давно у нас уже эта возможность вернулась нам, с начала мая. И у нас батюшки тоже дежурили, и индивидуальный контакт, индивидуальная исповедь, разговор у нас давно как бы практикуется. Поэтому любой, кто жаждет контакта, он легко может его добиться.
Л. Горская
– Напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». А у нас в гостях протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Отец Сергий, я предлагаю вернуться к связям Германии и России, Гамбурга и Санкт-Петербурга. Но о Санкт-Петербурге мы поговорили. Вот, например, святой XIII века, блаженный Прокопий Устюжский, был родом из Германии.
Протоиерей Сергий
– Совершенно верно.
Л. Горская
– А были еще случаи?
Протоиерей Сергий
– Ну если честно, я не очень большой специалист, вот чтобы исторически так глубоко эту тему исследовать. Известно, что Исидор Ростовский, наш преподобный русский, тоже был выходцем из Германии. В последнее время мы знаем очень много об этих связях династических, Елизавета Федоровна, наша великая русская святая, да, мы все это помним, конечно. Вот в последнее время очень много этих связей, в XIX–XX веке.
Л. Горская
– Ну и, конечно, святой праведный Иоанн Кронштадтский, о связи которого с Гамбургом мы тоже поговорили. А хочу спросить, кто для вас лично святой Иоанн Кронштадтский?
Протоиерей Сергий
– Очень интересный вопрос, неожиданный. Ну знаете, в первую очередь, конечно, образец для подражания. Потому что он был простой приходской священник, который смог стать пророком. И смог очень много людей вернуть к активной духовной жизни. Конечно, это слишком разные дистанции, но для любого священника вот этой некий такой идеальный образец. Ну поскольку и храм его, и контакт постоянный с ним такой духовный, то уже начинаешь воспринимать его как и друга, как отца, как скорого помощника, и все это есть внутри, в сердце, понимание того, что он следит зорко за своим храмом, помогает, подталкивает нас порой, когда мы бываем немножко ленивы. Вот эта вот духовная связь, она ощущается постоянно. Он же был такой человек, очень горячий. Известно, что он даже не ходил пешком, бегал только всегда. И поэтому, насколько я знаю, все священники, служащие в храмах Иоанна Кронштадтского, мы как-то собирались, есть такое понятие как Иоанновская семья – движение такое, основанное отцом Николаем, старшим священником в монастыре на Карповке. И вот несколько раз собирались за такими большими круглыми столами, на конференции, священники со всего мира.
Л. Горская
– Прошу прощения, священники, которые являются настоятелями храмов?
Протоиерей Сергий
– Которые настоятели храмов, монастырей, движений, подворий, братств в честь Иоанна Кронштадтского. И все активно как-то бегают тоже, то есть никто не сидит, все бегают.
Л. Горская
– А где вы собирались?
Протоиерей Сергий
– В Петербурге собирает нас отец Николай.
Л. Горская
– И вы все бегаете.
Протоиерей Сергий
– И мы все бегаем, активно, да, пытаемся успеть решить те задачи, которые перед нами кронштадтский батюшка ставит. Как-то даже было мне поручено некую такую просмотреть деятельность всех зарубежных приходов имени Иоанна Кронштадтского, и с удивлением для себя обнаружил, что все необыкновенно активны в социальном плане. И тут, конечно же, начинаешь чувствовать за этим такую прямую духовную логику, что это уже почерк, это уже стиль отца Иоанна Кронштадтского узнается.
Л. Горская
– А вы сказали, что он как-то подталкивает. Если не секрет, как это происходит?
Протоиерей Сергий
– Ну происходит, потому что возникают новые проекты. Они всегда возникают, в основном люди сами начинают чего-то хотеть, возникают какие-то инициативные люди, и сразу закипает работа. И любой проект, конечно, требует очень много внимания. Их так много возникает, что постоянно приходится включаться в разные новые дела. Каждый раз думаешь: ну вот больше ничего брать не буду. И как только так подумаешь, сразу какие-нибудь два новых появляется. И плюс ко всему, конечно, это еще одна такая особенность, вот о ней тоже скажу, мне кажется, это тоже связано с именем Иоанна Кронштадтского. Здесь нам, в Гамбурге, приходится очень много трудиться, поддерживать, помогать людям, которые приезжают на лечение в Германию. Гамбург тоже такое одно из мест частого посещения болящими людьми из России, с Украины, и мы тоже активно стараемся их поддерживать. Это тоже дело такое жизни отца Иоанна Кронштадтского, тоже здесь мы активны. Тюрьмы раскрылись все гамбургские для нас, слава Богу, вот тоже ходим, посещаем. И как-то оно все, мне сказали, что это наша прямая инициатива. Ну это как-то все входит в нашу жизнь, и мы ощущаем, что не имеем права ни от чего отказаться, все это берем, несем и делаем это с радостью. Потому что иногда думаешь: как все это успеть? Непонятно. И успеваешь. И понимаешь, что вот именно за тобой, вместе и рядом с тобой тоже вот ходит отец Иоанн Кронштадтский. Это не экзальтация, это есть, со временем, знаете, как-то начинаешь это понимать. И когда ты уже совсем обессилен, иногда, пробегая, остановишься, попросишь, чтобы он помогал – и как-то и силы приходят, и успеваешь все, что-то отменяется из намеченных дел, и все успеваешь, прямо ровно-ровно по времени, как нужно. Вот это вот удивительная вещь.
Л. Горская
– А тюрьмы – имеется в виду, что вы посещаете русскоязычных заключенных?
Протоиерей Сергий
– Да, именно русскоязычных. Потому что для очень многих людей русский язык это если не основной язык, то такой язык, который знают люди, на котором они могут общаться. Потому что часто попадают в гамбургские тюрьмы люди, которые не знают немецкого языка, не знают английского, а русский могут знать. И вот тогда мы ходим к ним. Ну и плюс регулярные богослужения совершаем, на которые тоже приглашаются все, кто желает пообщаться с священником православным. Правда, приходят иногда люди, которые и по-русски не разговаривают вообще, только, например, на румынском. Но они самые горячие молитвенники на этих службах. Понятно, что и мы им помочь ничем не можем. Но душа у них отзывчивая, молятся они, и мы всех принимаем, никого не прогоняем, приходят. Иногда бывает, собираются много людей на службу. Ну мы окормляем четыре тюрьмы гамбургские, наши священники, вот два священника наших.
Л. Горская
– А сколько там русскоязычных людей?
Протоиерей Сергий
– Статистика все время меняется, то больше, то меньше. Но ни разу не было так, что ты пришел, а сказали: вот вы знаете, нет ни одного заключенного, сегодня вам не потрудиться. Всегда кто-то есть. Бывает, два человека, бывает, четыре, бывает, до пятидесяти – по-разному бывает.
Л. Горская
– Вот вы сказали, что вы занимаетесь поддержкой тех, кто приезжает на лечение в Германию. Я так понимаю, что это в основном онкологические больные.
Протоиерей Сергий
– Не только, разные. Много хитрых таких болезней бывает на свете. Но последнее время да, как-то это доминирует онкология.
Л. Горская
– Каким образом? Они к вам приходят в храм, или вы к ним?
Протоиерей Сергий
– Люди приходят в храм, мы благословляем их, вместе с ними молимся. И потом мы навещаем их в больнице, потому что довольно длительный реабилитационный период всегда проходят они. Бывает так, что им нужно амбулаторно некоторое время лечиться и жить негде, и здесь мы помогаем им. У нас есть даже в нашем «Доме Чайковского» несколько комнат гостевых, которые мы вот иногда открываем для людей, которые приезжают на лечение. Тут они рядом с храмом живут, и кормим их, и поддерживаем, и молимся с ними. Потому что понимаем, насколько тяжело бывает человеку, оказавшемуся за границей без языка и в трудной еще ситуации, с болезнью, преодолеть. Потому что здесь мы, конечно, каждый раз принимаем, воспринимаем это как такую прямую задачу от Господа – поддержка таких людей, наших соотечественников, на лечении.
Протоиерей Сергий
– Удивительно, через какие сложности приходится проходить тяжелобольным людям или у кого болеют дети. Просто невыносимо даже со стороны за этим наблюдать, какие-то нужны миллионы денег, какие-то международные перелеты постоянные. Мы с мужем говорим: а почему нельзя всем государствам как-то так договориться, и детей хотя бы лечить бесплатно. Вот какие-то просто мытарства невообразимые.
Протоиерей Сергий
– Да, здесь тоже и можно об этом долго рассуждать. Вот еще лет десять назад, например, у нас при Гамбургской университетской клинике фактически ну как, детская общинка была, так много было больных детей, потому что они за счет разных фондов лечились здесь. А сейчас, насколько я знаю, что фонды практически не оплачивают лечение за границей, и поэтому, конечно, этот поток очень сократился сильно.
Л. Горская
– Будем надеяться, что все наладится. У нас с вами осталось несколько минут буквально, я предлагаю поговорить о планах. Мы с вами говорили о том, что грядет 20-летие, буквально в начале 21-го года вашей общине исполняется 20 лет, идет роспись. Опять же тут я предлагаю говорить, вдруг кто-нибудь захочет помочь, поддержать или просто приехать, посмотреть, чтобы эти люди, наши радиослушатели, не потерялись, а знали, где найти вашу общину в интернете, на карте Гамбурга и так далее. И может быть, какие-то еще планы если у вас есть, поделитесь ими, пожалуйста.
Протоиерей Сергий
– Ну у нас планы – справиться с тем, что мы уже на себя взвалили. Наверное, единственное пока. Потому что приход наш такой, активно растущий, много детей, много людей, чтобы у нас просто хватало сил на те проекты, которые уже есть. Мы хотим только одного, чтобы ничего такого глобального нового не начинать, для того чтобы нам не распыляться, для того чтобы все-таки уже те задачи, которые перед нами стоят, выполнить их. Слава Богу, это и образовательные, это и культурные мероприятия, это всякие семейные лагеря, которые мы проводим. Вот хотелось бы, чтобы все это сохранилось в той же динамике, чтобы детей было больше у нас, и чтобы у нас хватало на них на всех добра, сил, улыбок, и тогда все будет хорошо и дальше. Ну и, может быть, знаете как, вот из новых таких задач (вот сейчас пришло в голову): конечно, мы стоим перед проблемой, что наша община становится все больше и больше немецкоязычной. То есть перед нами вопрос перевода статей, материалов, языка общения. Мы за русский язык, мы очень много тратим на него сил. Но объективность это та, что больше даже не для немецкоязычного населения нам сегодня нужен язык, а для наших детей, потому что очень быстро теряется язык у детей. Даже те, кто сохраняют его в русских семьях, он у них не становится активным и самым главным. Поэтому, когда речь идет о их молитве, о их духовной жизни, им немецкий язык ближе. Поэтому для нас это, наверное, сейчас тот вызов, который перед нами стоит – как-то больше богослужебного языка, больше встреч, лекций на немецком языке, проповедей на немецком языке. И не хватает средств, не хватает технических средств, книг не хватает, переводов не хватает порой, нашего собственного языка не хватает. Поэтому это задача серьезная, которая перед нами сейчас, перед священниками, стоит. Ну стараемся, по мере возможности, развиваться и в этом тоже вызове.
Л. Горская
– Плавно возвращаясь к тому, как вас найти и как поучаствовать или просто посмотреть на вашу жизнь, спрошу про сайт храма. Я так понимаю, что у вас основная форма коммуникации с внешним миром через интернет, это сайт, да?
Протоиерей Сергий
– Интернет, сайт, социальные сети уже возникли не так давно активно. Ну в основном, конечно, мы стараемся, чтобы сайт обновлялся, чтобы вся актуальная информация появлялась мгновенно на нем. У нас получилось так, что именно в Гамбурге при нашем приходе возникла православная студия веб-дизайна. Многие сайты Русской Церкви, они формировались на нашем приходе. Алексей Виданов – такой замечательный у нас есть системный администратор, он и наш ведет сайт, и очень много других сайтов Русской Церкви. Поэтому как-то так вот это направление развивается. Порой на самих себя не хватает уже сил, но, слава Богу, все эти электронные проекты у нас активные.
Л. Горская
– Ну то есть если в поисковой системе забить...
Протоиерей Сергий
– «Храм в Гамбурге» – на любом языке, – сразу попадете на наш сайт.
Л. Горская
– Спасибо большое, отец Сергий. Будем тогда смотреть ваш сайт, в надежде на то, что когда-нибудь границы откроют, и мы сможем приехать и собственными глазами увидеть прекрасный храм – удивительный, светлый, большой, с новыми фресками, и вашу радостную дружную общину. Спасибо.
Протоиерей Сергий
– Приезжайте. Всем рады будем. И город тоже вам понравится – большой красивый, зеленый, исторически значимый, много воды. Поэтому здесь хорошо.
Л. Горская
– Будем мечтать и ждать. Всего доброго. Я напоминаю, что в эфире программы радио «Вера» была программа «Светлый вечер». Ее для вас провела Лиза Горская. У нас здесь с нами был протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Всего доброго.
Протоиерей Сергий
– Благодарю вас. Всем желаю Божиего благословения и прекрасного настроения.
4 декабря. О библейских прообразах
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
О библейских прообразах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 декабря. О богослужении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
О богослужении праздника, — священник Августин Соколовски.
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника, — протоиерей Василий Гелеван.