
Более четверти населения города Рио-де-Жанейро находится за чертой бедности и не может позволить себе приобрести полноценное жилье. Малоимущие обитатели Рио ютятся в обширных поселках из лачуг, которые представляют собой настоящие трущобы и именуются по-португальски «фавелы». Изначально фавела — колючее растение, которое в больших количествах произрастает на территории Рио. О фавелах и преступности, которая в них процветает, весь мир узнал во время проведения в Бразилии Летних Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. Фавелы — это государство в государстве, здесь действуют собственные законы, установленные мафией. Полиция в фавелы почти не заглядывает. Когда местные банды начинают конфликтовать, возникает ощущение, что в Рио началась настоящая война.
Несмотря на опасную обстановку в фавелах действуют католические и протестантские христианские миссии. Они оказывают местным жителям медицинскую помощь, кормят их, обучают местных детей грамоте.
С 1937 года в Рио-де-Жанейро действует русский православный храм в честь святой мученицы Зинаиды, приход которого объединил русских эмигрантов. Со временем храм стали посещать бразильцы, решившие перейти из католичества в православие. К началу 2000-ых годов приход вырос настолько, что было решено принять в храм второго священника Романа Кунена, бразильца по национальности.
Его появление показало, что храм мученицы Зинаиды теперь объединяет не только русских эмигрантов, но может служить и местом проповеди Православия коренному населению. А как лучше всего проповедовать христианство? Делами милосердия.
Поэтому в 2014 году в фавеле, близлежащей к храму мученицы Зинаиды, была открыта часовня в честь Покрова Божией Матери. Часовня стала центром православной миссии среди жителей фавел. Перед миссией была поставлена задача не только совершать православные богослужения на португальском языке, но и обеспечивать бедняков продуктами, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Делать это бывает совсем не просто. Особенно — когда в фавелах вспыхивает очередное противостояние местных банд.
В настоящее время часовня в фавеле действует и очень активно. В ней проходят молебны на португальском языке, совершаются крещения этнических бразильцев. Здесь же обитатели трущоб Рио по-прежнему могут получить духовную и материальную поддержку, а также лучше узнать основы православного вероучения.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема