
Фото: PxHere
В наши дни уже не слишком удивляешься, когда слышишь о наличии православного храма в той или иной стране. Но есть места, которые по-прежнему кажутся экзотическими. Например, Гавайи. Причем там существуют сразу несколько православных храмов — русский, греческий, сербский и американский. Православие пришло на Гавайские острова благодаря отечественным путешественникам. Первое богослужение было совершено на архипелаге в конце 18-го века. Это произошло на Пасху — священник, морской капеллан, не захотел встречать Светлое Христово Воскресение на борту корабля и уговорил капитана пристать к ближайшему острову. Им оказался нынешний так называемый Большой остров — самый крупный из входящих в Гавайский архипелаг.
Начиная с 19-го века, Русское Православие стало активно развиваться на Гавайях. В 1815 году здесь появилась первая православная церковь. Ее построили на острове Кауаи по просьбе гавайского короля Каумуалии. Правитель Гавайев просил принять Кауаи в подданство Российской империи. Затем Россия потеряла интерес к Гавайям и на время развитие Православия прекратилось. Новый этап начался в начале 20-го века, когда из Петербурга на острова приехал сначала один священник, а потом еще два. Собственно, они и руководили гавайскими приходами в период, когда Русская Церковь оказалась в плену у коммунистических властей.
В 80-е-90-е годы прошлого века на Гавайях в дополнение к русским храмам стали возникать приходы иных Церквей — Константинопольской, Сербской и Американской. Никакой конкуренции между ними не было и нет. Все православные храмы живут с ощущение общего дела — совместной миссии по развитию Православия.
Надо сказать, что гавайская национальная культура стала для этого благодатной почвой. Взять хотя бы традиционное приветствие — алоха. Алоха означает не только «привет», «пока» и «любовь», но этим словом может выражаться сочувствие, сострадание, доброта, привязанность и нежность. Алоха — больше, чем просто приветствие или выражение любви, алоха — это основа того, что сами гавайцы считают своими жизненными ценностями. Ценности эти также включают, например, акахаи — скромное, обходительное и простое поведение человека; локахи — гармонию и мир: олуолу — что-либо приятное и милое, и ахонуи — терпение и выдержку. Все перечисленное есть и в христианском учении. Именно поэтому православная миссия на Гавайях постоянно развивается.
Среди местных особенностей можно выделить также использование на богослужении или приходских праздникам гирлянд лей. Гирлянды варьируются от простых (из одной нити и цветов орхидеи) и до более сложных, сделанных из редких цветов, в зависимости от важности события. Лей не просто украшение, а выражение уважения и любви к тому, кому гирлянда дарится. Еще одна особенность местной церковной жизни — на праздник Крещения гавайцы освящают воды Тихого океана. В служебнике сказано, чтобы освящался открытый водоем, но на Гавайях нет рек, нет озер, поэтому освящается океан. Конечно, это несколько амбициозно, но ведь Бог — велик, и для Него все возможно!
Все выпуски программы Вселенная православия
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки