
Фото: PxHere
Из Библии известно: когда Иисус Христос пришёл на проповедь в Иерусалим, на него ополчились книжники и фарисеи — приверженцы иудаизма. Но среди них были и тайные ученики Христа.
Сегодня мы говорим о праведном Никодиме и стихотворении Сергея Рыскина «И день прошёл...»
Место действия — город Иерусалим.
Время действия — 33 год по Рождестве Христовом.
В Евангелии от Иоанна говорится, что Никодим — «фарисей» и «один из начальников Иудейских» — не раз тайно, под покровом ночи приходил беседовать со Христом. Он почтительно обращался к Иисусу «равви», что значит — учитель. Особенно Никодима интересовали вопросы о воскресении мёртвых и о крещении как о рождении от Духа Святого. «Как может человек родиться, будучи стар?», «Неужели может он в другой раз войти в утробу своей матери и родиться?» — расспрашивал Иисуса Никодим. Христианское учение было совершенно не похоже на то, что он знал раньше.
Когда иудеи схватили ночью Христа и привели в своё судилище, называемое синедрионом, Никодим тоже был там и попытался защитить Иисуса от несправедливого суд. Он громко спросил: «Разве судит закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Но Никодима грубо оборвали, не дав заступиться за Божественного учителя.
И вот случилось самое страшное: Христос приговорён к смерти и распят на кресте. Один из тайных учеников Христа, Иосиф Аримафейский, добился разрешения снять тело Иисуса с креста и похоронить. Ему помогал убитый горем Никодим.
Вот как это описано в стихотворении поэта XIX века Сергея Рыскина.
И день прошёл... В чертог Пилата
Мужей является чета, -
И просит, скорбию объята,
Снять Назорея со креста;
И, гордость гневную отбросив,
Им не противится Пилат, —
И Никодим, и с ним Иосиф,
На место Лобное спешат;
И на Голгофу, вслед за ними,
Немою горестью полны,
Идут вратами городскими
Две галилейские жены...
И вот, когда уже стемнела
Окрестность этих страшных мест,
Там от Божественного тела
Освобождён был тихо крест.
«Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи», — так сказано в Евангелии от Иоанна. По иудейскому обычаю Христа погребли в пещере, вырубленной в скале, а вход закрыли камнем.
Поэт показывает невыносимую скорбь Никодима, который участвовал в похоронном обряде.
И в час, когда ночей прохлада
С росой ложилась по земле,
Христос возлёг средь кущей сада
Во гроб, иссеченный в скале.
Возлёг, повитый в плащаницу
Он в сени смерти, — и над Ним
Закрыл с рыданием гробницу
Тяжёлым камнем Никодим.
С рыданием... Но мы-то знаем, что всего через день скорбь Никодима сменится ликованием. Гроб будет пуст, Иисус Христос воскреснет. Только тогда Никодиму в полной мере станут понятны слова учителя о воскресении из мёртвых, о втором рождении от Святого Духа и многие другие.
По преданию, Никодим принял крещение от апостолов. А когда он скончался, его удостоили чести быть похороненным рядом с могилой архидьякона Стефана — первого мученика за Христа.
Имя поэта второй половины XIX века Сергея Фёдоровича Рыскина мало известно современному читателю. Помнят разве что его стихотворение «Удалец», ставшее известным романсом «Живёт моя отрада...» — да и то многие думают, что слова этого романса — народные. А ведь у Сергея Рыскина есть немало замечательных стихотворений на библейские сюжеты, и одно из них — о праведном Никодиме, собеседнике и ученике Иисуса Христа.
Все выпуски программы Прообразы
14 мая. О Суде Божием и суде человеческом

В 7-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
О Суде Божием и суде человеческом — протоиерей Михаил Самохин.
В Новом Завете Сам Господь и Апостолы уделяют много времени теме суда. Мы легко можем вспомнить слова Спасителя, его призыв к тому, чтобы не судить и не оказаться осужденным, слова у святого апостола Павла «В чем, кто судит другого, себя самого осуждает». Понятно, что произносить суд над ближним нужно очень осторожно. В сегодняшнем же Евангелии Господь призывает к праведному суду. Из контекста его спора с фарисеями становится понятно, о чем идет речь. Спасителя осуждают за исцеление в субботу, а он привел в пример Моисея, который в субботу разрешил обрезание. Оправдывая Моисея и осуждая Христа, фарисеи согрешают лицеприятием. Поэтому праведный суд, к которому призывает Господь, это суд, не смотрящий на лица. Думаю, что человеку в принципе такой суд практически не под силу. Мы всегда смотрим на лица, легко осуждая других, и в этом же поступке оправдывая себя самих. Поэтому человеческий суд несовершенен всегда. И лишь Господь, знающий начало и концы, причины и следствия, может быть праведным или нелицеприятным судьей. Давайте почаще оставлять суд над ближним Господу и Спасителю Христу помня, что Он же будет судить и нас самих.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О пророчествах Пророка Иеремии

Сегодня 14 мая. День памяти ветхозаветного Пророка Иеремии, жившего в седьмом-шестом веках до Рождества Христова.
О его пророчествах — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем одного из четырех великих пророков, Иеремию, который был таким трагическим, конечно, персонажем, поскольку ему от Бога было открыто, что такая развращенная жизнь людей, отпадение от религиозных норм и несоблюдение закона Божия приведет к разрушению великого города Иерусалима. Это центр был религиозных чаяний иудеев, это был святой город, где находился храм Бога Всевышнего. И тем не менее, из-за того, что состояние народа было плачевным, было открыто пророку о скорбной участи Святого Града. И он всеми силами пытался образумить людей. Он приходил и говорил им — будет трагедия. Если мы продолжим вести образ жизни такой, как сейчас, этот город не устоит. И ему пришлось спорить с царями, с вельможами, со священниками храмовыми. И пытаться убедить людей, и у него не получилось. Его свидетельство было истинным, слова его были горячими, но люди не откликнулись на это, потому что их все устраивало. И только когда пришла беда, и действительно случилось падение города Иерусалима, и вавилонский плен, сам Иеремия остался в этом городе и написал то произведение, во всяком случае, которое приписывают его авторству, это «Плач Иеремии», плач посланника Божия о сбывшемся пророчестве. То есть многие пророки не хотели бы, чтобы их пророчества сбывались, потому что они были трагическими. И тут он увидел исполнение своего собственного пророчества, что правдивы слава Божии.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О важности учреждения Вифанской духовной семинарии для Церкви

Сегодня 14 мая. В 1797 году основана Вифанская духовная семинария.
О важности её учреждения для Церкви — священник Стахий Колотвин.
Сложно представить, что когда-то рядом с главной Московской духовной семинарией, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, была еще одна — Вифанская семинария, которая находится в скиту, который совсем неподалеку. Буквально пешком за несколько минут можно дойти. И вот в этом тихом уголке, сейчас уже восстановленном, благообразном, тоже учились студенты. Кажется, какая в этом необходимость? Неужели всех нельзя было собрать в стенах одного монастыря? Но как раз мы посмотрим на ее основателя, митрополита московского Платона, который сам учился в провинции. Почему? Потому что как раз не хватало мест в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы вместить всех обучающихся и еще дать возможность монахам вести спокойную жизнь. Ведь как появился Вифанский скит? Как раз потому, что монахи хотели где-то укрыться от множества паломников, чтобы спокойно помолиться. И точно так же и для спокойного обучения порой важно быть не в эпицентре всеобщего внимания, а чуть-чуть в стороне. Поэтому Вифанская духовная семинария существовала успешно вплоть до самой революции и никого не смущало, что два учебных заведения находятся на таком близком расстоянии друг от друга. И она помогала обеспечить священниками каждый из пятидесяти тысяч русских дореволюционных храмов. Поэтому и мы, если видим, что где-то чего-то не хватает, надо не уменьшить усилия, и так сойдет. А трудится больше, и Господь наши усилия вознаградит.
Все выпуски программы Актуальная тема