Вечные библейские сюжеты… Обращаясь к героям из Ветхого и Нового Завета, писатели словно дарят им еще одну, новую жизнь.
Сегодня мы говорим о праведном Иове Многострадальном и поэме Дмитрия Мережковского «Иов».
Место действия – древняя земля Уц.
Время действия – около 2 тысяч лет до Рождества Христова.
Праведный Иов Многострадальный – главный герой «Книги Иова» в Ветхом Завете.
Иов жил в древние времена на земле Уц - это где-то в северной части Аравийского полуострова примерно за две тысячи лет до Рождества Христова.
У него была большая семья – семь сыновей и три дочери, множество скота, пастбищ, благополучие и достаток в доме. В Библии говорится - сам сатана позавидовал счастью Иова. Перед лицом Бога сатана стал говорить, что, мол, если отнять у Иова его земное счастье, вся его праведность сразу же исчезнет.
На Иова были посланы всевозможные бедствия. Он лишился всего – детей, богатства, здоровья.
...И непорочного Иова струпьями лютой проказы
Бог поразил от подошвы ноги и по самое темя.
Иов сидел далеко за оградой селенья на пепле.
Острую взял он себе черепицу скоблить свои раны.
Молвит жена ему: «Всё еще тверд ты в своем благочестье?
Встань и Творца похули, чтоб тебе умереть». Но смиренно
Иов жене отвечает: «Я доброе принял от Бога,
Должно и злое принять: да исполнится воля Господня!»
Сюжет библейской поэмы Дмитрия Мережковского «Иов» почти не отступает от истории из Ветхого Завета.
О несчастьях Иова услышали его друзья - Софар, Елифаз и Вилдат. Семь дней и ночей они сидели рядом с Иовом, молча выражая ему свое сочувствие. А на восьмой день стали утешать праведника и говорить, что Бог, наверняка, наказал Иова за какие-нибудь забытые прегрешения. Иов вспоминает свою праведную и счастливую жизнь…
Голодных я кормил, я утолял печали
Я утешал больных, для сирот был отец,
И чресла бедняков меня благословляли,
Согретые руном моих овец.
За щедрость в дни былые славил
По всей земле меня народ.
В тени вечерней у ворот
Мое седалище я ставил.
И юноши ко мне, и старцы, приходя,
В благоговении молчали,
И слов моих смиренно ждали,
Как благодатного дождя.
Дмитрий Мережковский рисует обобщенный образ ветхозаветного старца. Таким же, среди стад овец, видится богобоязненный пастух Авраам, и его сын Исаак, и Иаков, и другие ветхозаветные мужи, кого Господь возлюбил за праведность.
В Библии сказано: Иов хоть и роптал, но «не произнес ничего неразумного о Боге».
И Бог вернул ему всё – здоровье, благополучие и уважение людей.
Умер он в старости, долгими днями вполне насыщенный,
И до колена четвертого внуков и правнуков видел.
Только в морщинах лица его вечная дума таилась,
Только и в радости взор омрачён был неведомой скорбью:
Тщетно за всех угнетённых алкала душа его правды, —
Правды Господь никому никогда на земле не откроет…
Таким – с вечной скорбной думой на челе – увидел праведного Иова Многострадального молодой Дмитрий Мережковский.
Поэму «Иов» он написал в 1892 году, в возрасте 28 лет, переживая сложный период богоискательства. Не мудрено, что кое-что из мятежных чувств автора досталось и библейскому Иову.
И все же в библейской поэме «Иов» Дмитрий Мережковский устами праведного Иова создает вдохновенный гимн Творцу.
О да, над бездной Бог грядёт,
Столпы земли передвигает,
Печать на звёзды налагает,
Прикажет, — солнце не взойдёт.
Он пронесётся, — не замечу,
Захочет взять, — кто запретит?
Он спросит, — как Ему отвечу,
Накажет, — кто меня простит?
Пред взором мудрости Господней
Открыты тайны преисподней,
И херувимы, падши ниц,
Не открывая в страхе лиц,
Трепещут у Его подножья,
И полон мир Его чудес,
И всё величие небес —
От дуновенья Духа Божья.
Эти строки из библейской поэмы Дмитрия Мережковского «Иов» вошли в золотой фонд русской поэзии.
Андрей Шильдер. «Ручей в лесу (Окрестности Ставрополя)»

— Ты только посмотри, Олег, на картину Андрея Шильдера «Ручей в лесу»! Пейзаж живой, реалистичный, и в то же время необыкновенный. По всей видимости, это конец февраля — начало марта. Всё пространство вокруг устилает снег — влажный, рыхлый, жемчужно-белый. Он толстым ковром лежит на земле, тяжёлыми шапками — на деревьях. Меж убелённых стволов бежит поток студёной воды. А сверху сквозь ветви льётся свет — уже по-весеннему яркий.
— Да, полотно поднимает настроение! Надо же, я столько раз бывал здесь, в Ставропольском музее изобразительных искусств, и не обращал на него внимания. А ведь, похоже, художник писал картину в моём любимом Таманском лесу.
— Это зелёный массив в центре Ставрополя?
— Да, и мне очень нравится гулять там в любое время года. В Таманском лесу как раз бьют ключи, их называют холодными родниками. Так что ручей на картине Андрея Шильдера узнаваем. Можно попробовать найти точку, с которой художник писал свою работу.
— Не думаю, что это возможно...
— Почему ты сомневаешься? Я знаю Таманский лес как свои пять пальцев!
— Дело не в тебе, а в художнике. Андрей Шильдер, в отличие от своего учителя, Ивана Шишкина, никогда не стремился в точности воспроизвести натуру. Он непременно фантазировал, привносил в пейзаж что-то выдуманное.
— Такая манера работы была у художника?
— Не только у него. В середине девятнадцатого века пейзажисты разделились на два лагеря. Одни предпочитали полностью создавать картину под открытым небом. Их не пугали ни мороз, ни жара. Они могли творить по пояс в сугробе или под проливным дождем, чтобы скрупулёзно передать на холсте все подробности конкретного момента. А другие заранее продумывали сюжет, и затем выстраивали его, словно доказывали теорему. К таким и принадлежал Андрей Шильдер.
— По картине «Ручей в лесу» этого не скажешь. Она написана настолько правдоподобно, словно мы перенеслись в занесённую снегом лесную чащу.
— Художник много работал над тем, чтобы картины были живыми. На природе он делал наброски, зарисовки, а потом, образно выражаясь, составлял из них коллаж. Шильдер владел множеством способов передать закат и рассвет, сумерки и яркое солнце, отработал сотни приёмов изображения деревьев. И мастерски использовал их.
— При таком подходе он, должно быть, создал немало картин?
— Да, Шильдер работал много, и в основном на заказ. Картину «Ручей в лесу» он написал в 1906 году для ставропольского купца Ивана Алафузова. Но нельзя сказать, что художник поставил искусство на конвейер. Слишком совестливым был, взыскательным к себе. Стремился каждую работу довести до совершенства.
— Трудился искусно и на совесть. Наверное, неплохо зарабатывал?
— Платили Шильдеру хорошо, это правда! Но он, как ребенок, не умел удержать денег. Хотя на себя тратил мало — одевался скромно, питался скудно, никаких дурных привычек не имел. А вот подарки дарить любил — и родственникам, и друзьям. И взаймы давал легко, без сомнений, любые суммы, до последней имевшейся у него копейки. Так, что самому приходилось влезать в долги. Такой непрактичностью художника пользовались непорядочные люди. Он вечно был должен ростовщикам.
— Бывают такие люди, не от мира сего.
— Да, Андрей Шильдер стремился к идеальной жизни, далёкой от реальности. К той, где все друг другу верят, помогают, и никто никого не обманывает. И в картинах своих он стремился показать действительность преображённой. Взгляни на полотно «Ручей в лесу» — неземной свет струится сквозь узор хрупких ветвей и наполняет зимний пейзаж радостью.
Все выпуски программы: Краски России
Анатолий Левитин. «Вечер в саянских Черёмушках»

— Андрей Борисович, вроде бы мы с вами недавно были в Кемеровском художественном музее, а здесь уже, смотрите, другое название.
— Да, с 2020 года это Музей изобразительных искусств Кузбасса. Всё течёт, Маргарита Константиновна, всё меняется в этом мире.
— Не хочется, чтобы менялось всё. Я огорчусь, если на прежнем месте не окажется картины, которая мне полюбилась в прошлый раз.
— О какой картине вы говорите?
— «Вечер в Саянских Черёмушках» Анатолия Левитина.
— Насколько я помню, она должна быть в следующем зале. Нужно пройти сюда.
— Да, вы не ошиблись! Вот оно, это великолепное полотно! Мне так нравится уютный дворик в сумерках. Вроде бы ничего особенного — скучные типовые пятиэтажки. Но они окружены горами, и оттого выглядят так романтично.
— Думаю, что жителям Саянских Черёмушек их дома не казались скучными. Ведь с ними была связана новая страница жизни — яркая, ни на что прежнее не похожая.
— Вы так полагаете?
— И вы со мной согласитесь, если вспомните историю освоения сибирских просторов во второй половине двадцатого века. Маленький посёлок в тайге появился благодаря строительству Саяно-Шушенской гидроэлектростанции на реке Енисей. Она стала питать энергией все промышленные предприятия, коих немало построили тогда в Сибири.
— Черёмушки находятся где-то возле ГЭС?
— Совсем рядом. Посёлок основали строители, которые возводили плотину на Енисее. Вслед за ними там поселились гидроэнергетики. Когда Анатолий Левитин писал свою картину, в Саянских Черёмушках жили и те, и другие. Это 1978 год — строительство ещё в разгаре, но станция уже вырабатывает электричество.
— Значит, перед нами на картине молодой развивающийся посёлок!
— С молодыми, перспективными жителями. Работать сюда приезжали со всех концов страны, как правило, по направлению из институтов.
— Интересно, вчерашние студенты были счастливы вдали от родных?
— Для счастья были все условия. Знания и молодой задор востребованы, красота вокруг неописуемая. А родными люди становились друг другу здесь, в Саянах. Вспыхивала любовь, появлялись новые семьи.
— Анатолий Левитин подчеркнул это в своей работе. Мы видим, как в дом входит свадебная процессия. А у соседнего подъезда молодые люди настраивают гитары, чтобы спеть для девушки.
— А основной акцент художник сделал на детской коляске, которая стоит на балконе четвёртого этажа. В ней мирно посапывает новый сибиряк — коренной житель Черёмушек. Его колыбель озарена светом. Луч падает от электрической лампы в комнате. Но при этом сияние настолько чистое, ясное, яркое, что кажется — неземное.
— Это свет любви, свет надежды на счастье. Анатолий Левитин так тонко передал настроение молодых покорителей Сибири, словно сам был одним из них.
— Художнику в 1978 году уже исполнилось пятьдесят шесть лет. Он прошёл Великую Отечественную и знал цену жизни. Наверное, поэтому Анатолий Левитин так остро сочувствует радостным перспективам, которые открылись для ребят и девчат в таёжном краю. Его картина «Вечер в Саянских Черёмушках» — словно отеческое благословение новому поколению.
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Боголюбов «Заутреня в Кремле»

— Как приятно посреди Сибири, в Красноярске, в художественном музее увидеть картину с видом родной Москвы! Прямо на сердце потеплело от работы Алексея Боголюбова «Заутреня в Кремле»!
— Точно! Как писал замечательный поэт девятнадцатого века Аполлон Майков: «Мы — москвичи! Что делать, милый друг! /Кинь нас судьба на север иль на юг, /У нас везде, со всей своею славой, /В душе Москва и Кремль золотоглавый».
— А тут Кремль ещё и в праздничном обличье. Ночь, на небе ярко светит луна. Но ещё ярче освещают кремлёвскую территорию свечи в руках людей, ее заполонивших. Слово река огоньков течёт между величественными храмами. Глаз не оторвать! Это ведь Пасха?
— Да, Воскресение Христово! Самое значимое в церковном календаре богослужение, всеми любимое. Оно даже в маленьком сельском храме производит незабываемое впечатление. А уж с какой торжественностью ночная пасхальная служба совершалась в Кремле до революции 1917 года!
— Глядя на картину Алексея Боголюбова, можно себе представить! Это какой год?
— 1850-й. Видишь, храмы украшены иллюминацией. А в правом верхнем углу картины можно разглядеть, что огонь в светильниках на стене трепещет от ветра. Значит, они газовые — и это примета времени. Электричество начали использовать для праздничного освещения на тридцать лет позже.
— Удивительно! Художник зафиксировал такие, казалось бы, незначительные подробности, как пляшущие огоньки в фонарях — а они стали историческими!
— Алексею Боголюбову было свойственно внимание к деталям. Он работал в основном как художник-маринист, писал сражения и прочие сцены морских походов.
— Был военным репортёром?
— Можно и так сказать. Фотографии ещё не существовало, и перед художником стояла задача донести до потомков верную информацию. Боголюбов осознавал эту ответственность. И его картина «Заутреня в Кремле», тоже историческое свидетельство.
— Свидетельство чего?
— Того, что называют соборностью. Успенский храм Кремля — сердце города. Пасхальное богослужение здесь совершал московский митрополит.
— И как мы видим по картине «Заутреня в Кремле», сотни верующих собирались, чтобы помолиться вместе с архипастырем.
— Да, со всех концов Москвы съезжались люди. Художник подчеркнул это, запечатлев волнующий момент богослужения — крестный ход. Верующие, совершая молитвенное шествие вокруг храма, плотно заполнили кремлёвскую Соборную площадь.
— Яблоку негде упасть! И что удивительно — лиц не видно, но собрание людей не выглядит безликой толпой.
— Крестоходцев озаряет тихое сияние свечей. Этот свет символизирует одухотворённость. Так художник Алексей Боголюбов на картине «Заутреня в Кремле» показал народное единство в православной вере. В Боге!
Картину Алексея Боголюбова «Заутреня в Кремле» можно увидеть в Красноярском художественном музее имени Василия Сурикова
Все выпуски программы: Краски России












