Вечные библейские сюжеты… Обращаясь к героям из Ветхого и Нового Завета, писатели словно дарят им еще одну, новую жизнь.
Сегодня мы говорим о праведном Иове Многострадальном и поэме Дмитрия Мережковского «Иов».
Место действия – древняя земля Уц.
Время действия – около 2 тысяч лет до Рождества Христова.
Праведный Иов Многострадальный – главный герой «Книги Иова» в Ветхом Завете.
Иов жил в древние времена на земле Уц - это где-то в северной части Аравийского полуострова примерно за две тысячи лет до Рождества Христова.
У него была большая семья – семь сыновей и три дочери, множество скота, пастбищ, благополучие и достаток в доме. В Библии говорится - сам сатана позавидовал счастью Иова. Перед лицом Бога сатана стал говорить, что, мол, если отнять у Иова его земное счастье, вся его праведность сразу же исчезнет.
На Иова были посланы всевозможные бедствия. Он лишился всего – детей, богатства, здоровья.
...И непорочного Иова струпьями лютой проказы
Бог поразил от подошвы ноги и по самое темя.
Иов сидел далеко за оградой селенья на пепле.
Острую взял он себе черепицу скоблить свои раны.
Молвит жена ему: «Всё еще тверд ты в своем благочестье?
Встань и Творца похули, чтоб тебе умереть». Но смиренно
Иов жене отвечает: «Я доброе принял от Бога,
Должно и злое принять: да исполнится воля Господня!»
Сюжет библейской поэмы Дмитрия Мережковского «Иов» почти не отступает от истории из Ветхого Завета.
О несчастьях Иова услышали его друзья - Софар, Елифаз и Вилдат. Семь дней и ночей они сидели рядом с Иовом, молча выражая ему свое сочувствие. А на восьмой день стали утешать праведника и говорить, что Бог, наверняка, наказал Иова за какие-нибудь забытые прегрешения. Иов вспоминает свою праведную и счастливую жизнь…
Голодных я кормил, я утолял печали
Я утешал больных, для сирот был отец,
И чресла бедняков меня благословляли,
Согретые руном моих овец.
За щедрость в дни былые славил
По всей земле меня народ.
В тени вечерней у ворот
Мое седалище я ставил.
И юноши ко мне, и старцы, приходя,
В благоговении молчали,
И слов моих смиренно ждали,
Как благодатного дождя.
Дмитрий Мережковский рисует обобщенный образ ветхозаветного старца. Таким же, среди стад овец, видится богобоязненный пастух Авраам, и его сын Исаак, и Иаков, и другие ветхозаветные мужи, кого Господь возлюбил за праведность.
В Библии сказано: Иов хоть и роптал, но «не произнес ничего неразумного о Боге».
И Бог вернул ему всё – здоровье, благополучие и уважение людей.
Умер он в старости, долгими днями вполне насыщенный,
И до колена четвертого внуков и правнуков видел.
Только в морщинах лица его вечная дума таилась,
Только и в радости взор омрачён был неведомой скорбью:
Тщетно за всех угнетённых алкала душа его правды, —
Правды Господь никому никогда на земле не откроет…
Таким – с вечной скорбной думой на челе – увидел праведного Иова Многострадального молодой Дмитрий Мережковский.
Поэму «Иов» он написал в 1892 году, в возрасте 28 лет, переживая сложный период богоискательства. Не мудрено, что кое-что из мятежных чувств автора досталось и библейскому Иову.
И все же в библейской поэме «Иов» Дмитрий Мережковский устами праведного Иова создает вдохновенный гимн Творцу.
О да, над бездной Бог грядёт,
Столпы земли передвигает,
Печать на звёзды налагает,
Прикажет, — солнце не взойдёт.
Он пронесётся, — не замечу,
Захочет взять, — кто запретит?
Он спросит, — как Ему отвечу,
Накажет, — кто меня простит?
Пред взором мудрости Господней
Открыты тайны преисподней,
И херувимы, падши ниц,
Не открывая в страхе лиц,
Трепещут у Его подножья,
И полон мир Его чудес,
И всё величие небес —
От дуновенья Духа Божья.
Эти строки из библейской поэмы Дмитрия Мережковского «Иов» вошли в золотой фонд русской поэзии.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема