
Священник Алексий Мечёв
30 марта 1859 года в Московском Алексеевском монастыре праздновали память Алексия, человека Божия. Престольное богослужение возглавлял святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Помолиться в храм, посвященный своему святому покровителю, в день именин приехал регент хора Чудова монастыря Алексей Мечёв. Вот только не мог он разделить общей радости богомольцев. С тревогой взглядывал Алексей Иванович на Распятие и непрестанно шептал свою, особую молитву.
Настроение регента не укрылось от взора владыки. «Что у тебя стряслось, Алексей?», — спросил митрополит с участием. «Жена умирает в родах!», — чуть не плача, ответил Мечёв. Святитель осенил себя крестным знамением: «Бог милостив. Помолимся вместе». А потом подал большую просфору со словами: «Все будет хорошо. Родится мальчик — назови его Алексеем!» Окрыленный надеждой, отправился Алексий Иванович домой. И едва он перешагнул порог, как услышал радостную весть о рождении сына. Так появился на свет будущий священник и праведник Алексей Алексеевич Мечёв.
Жили Мечёвы небогато, но дружно. В семье царила живая вера в Бога, любовь и доброе отношение к людям. Алёша рос отзывчивым милосердным мальчиком, не любил ссор и умел погасить любой конфликт доброй шуткой и словом утешения. Юношей он мечтал поступить в университет и выучиться на врача, но мать, видя дар сына к сосредоточенной сердечной молитве, настояла на его поступлении в семинарию.
Впоследствии, став священником, Алексей Алексеевич понял, что служение Богу — истинное его призвание. Став настоятелем в маленьком храме святителя Николая на улице Моросейке, он ежедневно служил литургию.
Алексей Мечёв был счастлив в браке. Супруга Анна любила его и сочувствовала во всем. В жене Алексей Алексеевич видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу и на поприще священства. Но вот беда — она страдала тяжелым заболеванием сердца. Всего восемнадцать лет было отмеряно супругам Мечёвым идти по жизни рука об руку. За это время у них родилось пятеро детей. Совсем молодой покинула Анна Петровна этот мир, оставив мужа безутешным.
Чтобы помочь вдовцу пережить утрату, друзья пригласили к нему известного священника Иоанна Кронштадского. Алексей Мечёв грустно улыбнулся, встречая высокого гостя.
— Вы пришли разделить со мной мое горе?
— Не горе твоё я пришел разделить, а радость!
— Вы, верно, не знаете, что у меня стряслось?
— Знаю — тебя посетил Господь. А ты отвернулся от Него и празднуешь свои скорби. Думаешь, нет на свете горя больше твоего?
— Горя на свете много. Но как это облегчит мою боль?
— Вспомни, что ты священник, выйди навстречу людям, раздели их невзгоды — и тебе станет легче. Только отныне и начинается твоя жизнь!
Наставление кронштадтского пастыря Алексей Мечёв воспринял, как благословение. Благодать Святого Духа стала лучом, освятившим его дальнейший жизненный путь. Отец Алексий с любовью и состраданием встречал всех, кто искал его помощи. К нему шли люди, надломленные тяжёлыми обстоятельствами, озлобленные, погрязшие во грехах, забывшие о Боге — и обретали надежду и мир. Мудрый священник никого не порицал и не укорял, не затрагивал болезненного самолюбия, он в притчах приводил примеры заблуждений — и слушателя посещало раскаяние. Сердце батюшки было исполнено любовью, и всякому его посетителю казалось, что именно его отец Алексий больше всех пожалели утешил.
Настоятеля храма на Маросейке знала и любила вся Москва, и когда он почил, на похороны собрались все церковные общины столицы. Проводить доброго пастыря в последний путь пришел освобождённый накануне из большевистского заключения Патриарх Тихон. До самого кладбища звучали пасхальные песнопения. И горе, посетившее духовных чад отца Алексия, было растворено радостью о том, что у Бога все живы, и батюшка никогда не оставит своей молитвенной помощью всякого, кто в ней нуждается!
Все выпуски программы Жития святых
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер