
Священник Алексий Мечёв
30 марта 1859 года в Московском Алексеевском монастыре праздновали память Алексия, человека Божия. Престольное богослужение возглавлял святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Помолиться в храм, посвященный своему святому покровителю, в день именин приехал регент хора Чудова монастыря Алексей Мечёв. Вот только не мог он разделить общей радости богомольцев. С тревогой взглядывал Алексей Иванович на Распятие и непрестанно шептал свою, особую молитву.
Настроение регента не укрылось от взора владыки. «Что у тебя стряслось, Алексей?», — спросил митрополит с участием. «Жена умирает в родах!», — чуть не плача, ответил Мечёв. Святитель осенил себя крестным знамением: «Бог милостив. Помолимся вместе». А потом подал большую просфору со словами: «Все будет хорошо. Родится мальчик — назови его Алексеем!» Окрыленный надеждой, отправился Алексий Иванович домой. И едва он перешагнул порог, как услышал радостную весть о рождении сына. Так появился на свет будущий священник и праведник Алексей Алексеевич Мечёв.
Жили Мечёвы небогато, но дружно. В семье царила живая вера в Бога, любовь и доброе отношение к людям. Алёша рос отзывчивым милосердным мальчиком, не любил ссор и умел погасить любой конфликт доброй шуткой и словом утешения. Юношей он мечтал поступить в университет и выучиться на врача, но мать, видя дар сына к сосредоточенной сердечной молитве, настояла на его поступлении в семинарию.
Впоследствии, став священником, Алексей Алексеевич понял, что служение Богу — истинное его призвание. Став настоятелем в маленьком храме святителя Николая на улице Моросейке, он ежедневно служил литургию.
Алексей Мечёв был счастлив в браке. Супруга Анна любила его и сочувствовала во всем. В жене Алексей Алексеевич видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу и на поприще священства. Но вот беда — она страдала тяжелым заболеванием сердца. Всего восемнадцать лет было отмеряно супругам Мечёвым идти по жизни рука об руку. За это время у них родилось пятеро детей. Совсем молодой покинула Анна Петровна этот мир, оставив мужа безутешным.
Чтобы помочь вдовцу пережить утрату, друзья пригласили к нему известного священника Иоанна Кронштадского. Алексей Мечёв грустно улыбнулся, встречая высокого гостя.
— Вы пришли разделить со мной мое горе?
— Не горе твоё я пришел разделить, а радость!
— Вы, верно, не знаете, что у меня стряслось?
— Знаю — тебя посетил Господь. А ты отвернулся от Него и празднуешь свои скорби. Думаешь, нет на свете горя больше твоего?
— Горя на свете много. Но как это облегчит мою боль?
— Вспомни, что ты священник, выйди навстречу людям, раздели их невзгоды — и тебе станет легче. Только отныне и начинается твоя жизнь!
Наставление кронштадтского пастыря Алексей Мечёв воспринял, как благословение. Благодать Святого Духа стала лучом, освятившим его дальнейший жизненный путь. Отец Алексий с любовью и состраданием встречал всех, кто искал его помощи. К нему шли люди, надломленные тяжёлыми обстоятельствами, озлобленные, погрязшие во грехах, забывшие о Боге — и обретали надежду и мир. Мудрый священник никого не порицал и не укорял, не затрагивал болезненного самолюбия, он в притчах приводил примеры заблуждений — и слушателя посещало раскаяние. Сердце батюшки было исполнено любовью, и всякому его посетителю казалось, что именно его отец Алексий больше всех пожалели утешил.
Настоятеля храма на Маросейке знала и любила вся Москва, и когда он почил, на похороны собрались все церковные общины столицы. Проводить доброго пастыря в последний путь пришел освобождённый накануне из большевистского заключения Патриарх Тихон. До самого кладбища звучали пасхальные песнопения. И горе, посетившее духовных чад отца Алексия, было растворено радостью о том, что у Бога все живы, и батюшка никогда не оставит своей молитвенной помощью всякого, кто в ней нуждается!
Все выпуски программы Жития святых
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема