
Гонения на верующих во Христа, волнами проходившие по Римской империи, на время прекратились в 260 году, при императоре Галлиене. Правитель объявил христиан свободными, возвратил им молитвенные дома и конфискованное имущество. Период затишья длился сорок лет, за это время выросло поколение, только по рассказам знавшее о муках, принимаемых во имя Христово. Один из таких молодых христиан, финикийский священник Анания, часто задумывался о том, как бы он сам повел себя в минуту смертельной опасности. Претерпевая сомнения в собственной стойкости, он горячо обращался к Богу.
— Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Перед тем, как добровольно взойти на Крест, Ты в кровавом поту молился Отцу о том, что если возможно — да минет Тебя чаша сия. О том и я прошу Тебя, Спаситель мой. Не дай мне стать предателем Твоим, избавь меня от испытаний, которых я не смогу перенести. А если есть воля Твоя на то, чтобы я принял мучение — укрепи меня, позволь прославить Имя Твоё святое!
Правление императора Диоклетиана не предвещало новых гонений. В течение двадцати лет он не ущемлял права христиан, было известно, что его жена и дочь сочувствовали Церкви. Но в 303 году правитель выпускает несколько указов, предписывающих христианские собрания запретить, храмы разрушить, священные книги повсеместно изъять и сжечь. Через год Диоклетиан подписывает еще один эдикт, по своей жестокости превосходящий все антихристианские законы, издаваемые ранее. Император повелел подвергать всех верующих мучениям, заставляя отречься от Христа. Настало время гонения, которое историки позднее назовут Великим.
Спасаясь от властей, финикийские христиане бежали в горы, устраивали в скалах целые города с пещерными храмами. Анания, помолившись, принял решение остаться в своем доме. Он осознавал, что, вероятнее всего, не избежит ареста, но полностью вверил свою жизнь в руки Божии. И вскоре в его дверь постучали три легионера. Священника провели через весь арсенал пыток, чтобы принудить к вероотступничеству. После суток истязаний отец Анания очнулся в одиночной камере. Первое, что он произнёс запёкшимися губами, были слова молитвы.
— Господи, Иисусе Христе, благодарю Тебя, что не оставил меня сегодня!
Священник с трудом смог подняться и, стоя на коленях, молился Спасителю, явственно ощущая Его присутствие рядом. Силы постепенно возвращались к мученику, и необъяснимая радость наполняла сердце. Молитву неожиданно прервал лязг дверного засова.
— Кто позволил тебе жечь огонь в темнице?
Темничный страж Пётр сердито и в то же время растерянно смотрел на узника.
— Я ничего не жёг, добрый человек! Если бы я и захотел разогнать тюремный сумрак и сырость, мне нечем запалить огонь.
— И правда, кроме лохмотьев, у тебя ничего нет. Но я явственно видел свет через дверную решетку! И не только я, ещё семь охранников были свидетелями сияния. Оно было таким ярким, что я испугался, что ты сожжёшь тюрьму! А с кем это ты разговаривал, когда я вошёл?
Анания правдиво отвечал на вопросы стражника. Тот стоял, опершись на копье, и слушал рассказ мученика о Христе и христианах, о молитвенных собраниях, на которых в Преломлении хлеба людям даруется Причастие вечной жизни, о радости, которую у верующего не может отнять никто. Постепенно лицо старого воина меняло выражение. В нем проступала сердечность, которую Петр привык прятать под маской суровости. Когда Анания замолчал, стражник смущённо спросил.
— А если я обращусь ко Христу, неужели и меня он услышит?
Анания предложил помолиться вместе. Он возобновил прерванные славословия. И Пётр вновь увидел, как темничная камера наполнилась необычайным светом, и пахло в ней теперь не сыростью, а цветами, орошёнными дождем в летний полдень. Он шевелил губами, повторяя за священником слова молитв, и думал, что до сих пор не знал, что такое настоящая жизнь. А в дверной проем на этот странный молебен с изумлением смотрели семь воинов.
На следующий день, приведя Ананию к палачу, Пётр и семеро его сослуживцев объявили себя христианами. Их вера была испытана в горниле пыток. Все девять мучеников не отреклись от Христа и были утоплены. Последнее погружение в море стало крещальной купелью для воинов, вдохновлённых на подвиг примером христианского священника.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, если я живу в окружении порочных людей? Что я могу противопоставить недостаткам своих ближних? Как мне вести себя, чтобы сделать их лучше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Христиане Коринфа собрали для Иерусалимской общины, которая оказалась в затруднительном материальном положении, финансовую помощь. Однако у некоторых из коринфских верующих появились сомнения, дойдёт ли эта помощь до адресата. Были те, кто стал наговаривать на Павла, что, дескать, он корыстный человек и он присвоит эти средства. В ответ на эту клевету и звучат те слова апостола, которые мы только что услышали.
Павел обличает мотив, побуждающий его противников злословить его и выставлять обманщиком. Они смотрят на него как на поступающего «по плоти». То есть видят в Павле человека, который действует не по внушению Святого Духа, но по своему личному разумению, ради собственной выгоды. Поэтому он призывает их обратить внимание на то, как через него действует сила Божия, которая, по его выражению, «разрушает твердыни». Скорее всего, Павел подразумевает свои победы над языческими философами, а также иудейскими богословами. Кроме того, апостол призывает своих оппонентов посмотреть, сколько людей благодаря его трудам обратились в Христову веру. Всё это должно быть достаточным свидетельством для того, чтобы увидеть, какой Дух действует через апостола.
Однако Павел приводит ещё один аргумент. «На личность ли смо́трите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Мысль апостола следующая. Нам свойственно видеть в людях то, что мы видим в себе. Нередко мы приписываем окружающим собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее. И мы при этом уверены, что это не наше, а другого человека. Психологи называют это свойство нашего сознания проекцией. Это общий естественный механизм. Его действие прекрасно иллюстрирует притча о пчеле и мухе. Пчёлка везде видела ароматные цветы, а муха — только навозные кучи. И Сам Господь упоминает в Евангелии об этой закономерности: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Эту логику Павел и применяет в борьбе со своими противниками. Если человек Христов, то он и об окружающих будет судить как о тех, кто в той или иной степени связан со Христом. Даже в тех, кто наполнен тьмой, он будет склонен видеть проблески света. И, напротив, если человек не обращает внимания даже на явные проявления Святого Духа через Павла и продолжает настойчиво обвинять его в корысти, это явное свидетельство его собственного сердечного состояния. Какая-то страсть точит его душу. А потому и в окружающих он ощущает подвох.
Всё сказанное имеет практические выводы. Порой мы обязаны просто в силу своей должности противостоять злу и сражаться за правду. И это делать необходимо. Однако важно помнить, что, если бы источником наших проблем были только окружающие люди, мы были бы обречены. Ведь в конечном счёте исправить окружающих невозможно. А потому порой сражение с пороками близких напоминает бой со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, а на её месте две новые выросли. И так до бесконечности. Поэтому главной заботой христианина должна быть работа над изменением собственного сердца. Преподобный Паисий Святогорец советовал приучить себя почаще включать добрый помысел. То есть заставлять себя думать о человеке хорошее даже в том случае, когда житейский опыт побуждает тебя думать плохое. Если такой работы не будет, то всякое наше сражение за правду, даже самое искреннее, в итоге превратится в безумие и противостояние истине.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать работу горячей линии «Милосердие»

Макар из Республики Башкортостан растёт в большой семье. Серьёзный и ответственный парень, старается учиться на отлично. Он хочет в будущем найти хорошую работу и помочь родным выбраться из сложных жизненных обстоятельств.
Семья живёт сельской местности и находится в трудном финансовом положении. Пять лет назад, когда началась пандемия коронавируса, и школы перешли на удалённое обучение, 10-летнему Макару, а также его братьям и сёстрам пришлось пропускать уроки. Так сложилось, что у них не оказалось под рукой ни компьютера, ни современных телефонов, чтобы выходить в Интернет, участвовать в занятиях и выполнять задания. Но школьник не растерялся. Он позвонил на горячую линию Русской Православной Церкви и попросил о помощи. Подросток объяснил, что ему и его родным для учёбы необходим ноутбук.
Просьбу ребёнка не оставили без ответа. Нужную технику семье Макара доставил домой священник Уфимской епархии. Растроганный подросток выбежал ему на встречу, у него не было сомнений, что это именно то, чего он и его близкие так ждали.
Обратиться на горячую линию социальной помощи Русской Православной Церкви может любой человек. Каждый день на номер 8 800 70 70 222 поступают сотни звонков. Ситуации и просьбы самые разные. И ни одна из них не остаётся без внимания. Сейчас большинству необходима поддержка продуктами, одеждой и жизненно важными лекарствами, особенно людям, которые находятся в зоне конфликта. Чаще всего помощь важно оказать быстро, поэтому у горячей линии должны быть на это ресурсы. Поддержите работу проекта на платформе «Поможем», совершив любой благотворительный взнос. И пусть помощь приходит вовремя к тем, кто её очень ждёт.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов