Иногда в небольшом лирическом стихотворении можно передать так много – даже библейские истории, которым уже не одна тысяча лет.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о праведной ветхозаветной жене Руфи и стихотворении Инны Лиснянской «Руфь».
В Ветхом Завете есть книга, дающая особое представление о повседневной жизни древних израильтян – «Книга Руфи».
Однажды в земле израильской случилась засуха, и некий Елимелех с женой Ноеминью и двумя сыновьями, спасаясь от голода, переселилились в землю Моавитскую. Там сыновья женились на моавитянках, одну из них звали Руфь.
Когда через десять лет в земле израильской настали урожайные годы, Ноеминь, к тому времени уже вдова, лишившаяся обоих сыновей, решила возвратиться на родину. Ее невестка Руфь захотела пойти вместе со свекровью, сказав: «Где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет твоим народом, и твой Бог будет моим Богом…»
Стихотворение Инны Лиснянской «Руфь» на ветхозаветный сюжет проникнуто удивительным сочувствием к моавитянке, которая по веления сердца отправилась в неизвестность.
Инна Лиснянская:
Следует долг за любовью,
Не сэкономлю слова, –
Твёрдо идет за свекровью
Руфь, молодая вдова.
Сладко ль идти на чужбину,
Знает лишь Бог да она,
Бьются пожитки о спину,
Ноют плечо и спина,
И образуется ранка, –
Груб сыромятный ремень,
Смуглая моавитянка
Жарит на ужин ячмень.
Женщины пришли в Вифлеем как раз во время жатвы ячменя. Чтобы прокормить себя и свою свекровь, Руфь стала собирать оставшиеся после жатвы колосья, как это позволялось беднякам по закону Моисееву.
Поле, на котором Руфь собирала колосья, принадлежало знатному и богатому человеку по имени Вооз, родственнику ее покойного свекра. И когда Руфь, по совету свекрови, напомнила ему о родстве, Вооз оказал иноземке особое внимание. А потом и вовсе по разрешению еврейских старейшин взял трудолюбивую, скромную моавитянку в жены.
От этого брака родился сын Овид, а от него родился Иессей – отец царя Давида. Таким образом, моавитянка Руфь стала прабабушкой царя Давида.
Иисус Христос тоже был из рода царя Давида – Он родится позже, тысячу с лишним лет спустя после того, как Руфь вместе со свекровью отправилась в Вифлеем.
После смерти мужа Руфь, как говорится в Библии, не захотела возвращаться к народу своему и к своим многочисленным богам. Оставив поклонение кумирам, она уверовала в Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю.
Инна Лиснянская:
А за спиною – кумиры
И дорогая родня.
Но милосердием мирры
Пахнет зерно ячменя.
До Вифлеема не близко,
Нет при дороге воды, –
Горсточка зерен да искра –
Искра грядущей звезды…
Искорка от костра, на котором Руфь в пути жарит ячменные зерна – и «искра грядущей звезды» - конечно же, Вифлеемской звезды, что через тысячу с лишним лет взойдет над землей, знаменуя рождение Иисуса Христа - в стихотворении Инны Лиснянской «Руфь» эти два огонька словно сигналят друг другу, преодолевая расстояние длиной в тысячу лет.
Время Ветхого и Нового Завета смыкается при помощи всего одной образной строки.
За свое поэтическое творчество русская поэтесса Инна Львовна Лиснянская удостоилась многих высоких наград. Премию Александра Солженицына ей вручили с формулировкой – «за прозрачную глубину русского слова и многолетне явленную в нем поэзию сострадания».
Поэзия сострадания Инны Лиснянской проявилась и во многих стихотворениях на библейские темы, в том числе о моавитянке Руфь, которую Православная церковь почитает в ряду святых ветхозаветных жен.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.