
Есть такой библейский образ — лестница, соединяющая небо и землю, её также называют «лестницей Иакова». Возникновение этого красивого образа связано со вполне конкретной историей из Ветхого Завета.
Сегодня мы говорим о святом праотце Иакове и стихотворении Константина Фофанова «Видение Иакова
Место действия — древняя страна Ханаан (на территории современных Израиля, Иордании, Сирии и Ирака). Время действия — примерно 2 тысячи лет до Рождества Христова.
У сына Авраама Исаака и его жены Ревекки двадцать лет не было детей. И однажды Бог открыл Ревекке, что она родит сыновей, которым предназначено стать родоначальниками двух народов. Причём народ, который произойдет от младшего из братьев, будет главенствовать над народом старшего.
Вскоре Ревекка родила сыновей-близнецов. Первым на свет появился Исав, а следом, ухватившись за пятку брата — Иаков. Дети были очень разными по характеру. Старший, Исав, отличался физической силой и жестким нравом — он занимался охотой. Младший Иаков рос тихим и кротким, он больше любил помогать по дому престарелым родителям.
В древности быть первенцем в семье считалось большим почётом. Именно старший сын по праву первородства становился главным наследником отцовского состояния. Но Ревекка, помня обетование Божие, помогла младшему и любимому сыну Иакову хитростью получить отцовское благословение и право первородства.
От гнева старшего брата Иакову пришлось бежать из дома. В пути юноша остановился на ночлег — на том самом месте, где некогда его дед Авраам воздвиг из камней жертвенник Богу. Иаков положил себе под голову камень вместо подушки, заснул и вскоре увидел необычный сон... Это был даже не сон — видение, которое так описано в стихотворении Константна Фофанова «Видение Иакова».
Он шёл, исполненный тревог,
С мечтой безмолвной и печальной,
И, утомясь дорогой дальней,
На дикий камень он прилёг,
Чтобы забыться сном минутным.
И видит он в виденье смутном:
Разверзся бархатный чертог
Небес глубоких и оттуда,
Как струны, брызнули лучи
Светлей и краше изумруда
И ослепительней парчи.
Сначала Иаков увидел несказанный небесный свет, а после, в сиянии лучей — лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. По этой чудесной лестнице поднимались вверх и опускались вниз ангелы Божии.
И видит он, как из лучей
Соткались пышные ступени.
Он видит лестницу: по ней
Идут божественные дети,
Весь чистый рой Небесных Сил,
Весь рой в одеждах белотканных,
Душистей мира и кадил.
И там, на пурпурной вершине,
В румяной дымке облаков -
Создатель неба и пустыни,
Он Сам, бессмертный Саваоф!
В Библии говорится, что с вершины небесной лестницы Господь возвестил Иакову: «...Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной...»
Это обетование исполнилось: от двенадцати сыновей Иакова произошли двенадцать колен народа Израиля, которые образовали израильский народ.
Константин Фофанов в стихотворении «Видение Иакова» целиком опирается на библейский текст, стараясь сохранить даже его торжественный, неспешный ритм.
Константин Михайлович Фофанов был одним из самых плодовитых поэтов 19 века — его перу принадлежит более двух тысяч стихотворений. Современники подсмеивались над возвышенным, далеким от модного реализма, фофановском слогом, но отдавали должное его стихам на вечные библейские темы.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема