Немного известно из Библии о праматери Рахи́ли, жене ветхозаветного патриарха Иакова. Она родила Иакову двух сыновей и умерла в молодости. Но имя этой женщины, жившей тысячи лет назад, стало символом любви и красоты.
Сегодня мы говорим о праматери Рахили и стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль».
После того, как Иаков, внук Авраама, хитростью получил отцовское благословение и право первородства, ему пришлось бежать из дома от гнева старшего брата Исава.
Долго блуждал он по безлюдным местам, пока не добрался до большого селения в долине Тигра и Ефрата, вокруг которого были богатые пастбища. Возле колодца, куда стада пригоняли для водопоя, Иаков встретил юную девушку по имени Рахиль и помог ей напоить овец. В ходе разговора он узнал, что она - дочь Лавана, родного дяди Иакова.
Рахиль побежала домой рассказать отцу о встрече возле колодца. Лаван с родственным радушием в свой дом племянника, сына своей сестры Ревекки. Иаков стал служить Лавану, и тот, заметив его усердие, решил ему назначить плату за труды.
Иакову приглянулась Рахиль, он сказал, что готов семь лет работать на Лавана, чтобы по истечении строка тот отдал ему дочь в жены.
Как говорится в Библии, эти семь лет показались Иакову за «несколько дней, потому что он любил» Рахиль.
В стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль» описан ход событий, предшествующий супружеству Иакова и Рахили.
Анна Ахматова:
И встретил Иаков в долине Рахиль,
Он ей поклонился, как странник бездомный.
Стада подымали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водою овец напоил.
Но стало в груди его сердце грустить.
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.
Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет - словно семь ослепительных дней.
У Лавана было две дочери, из которых старшая, Лия, как сказано в Ветхом Завете, «была слаба глазами, а другая Рахиль была красива станом и красива лицом».
Когда же настало время свадьбы Иакова, Лаван воспользовался восточным обычаем, по которому невесту в день заключения брака плотно закутывают в покрывала, и обманул племянника. Вместо Рахили он привел в брачные покои Лию, позже оправдываясь тем, что по местным обычаям младшую дочь не отдают замуж прежде старшей.
Анна Ахматова:
Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твёрдой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.
Течёт над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы.
Лаван предложил племяннику еще семь лет проработать за Рахиль – и Иаков согласился. В обычаях того времени было многожёнство, и Иаков вернулся на родину с двумя женами: с Лией и Рахилью.
Рахиль долго была бездетной, а потом родила Иакову двух сыновей: Иосифа и Вениамина. Из Библии мы знаем, что до конца своих дней Иаков оплакивал прекрасную Рахиль, которая умерла после родов Вениамина, а в стихотворении Ахматовой – она даже ему снится по ночам…
Анна Ахматова:
И снится Иакову сладостный час:
Прозрачный источник долины,
Весёлые взоры Рахилиных глаз
И голос её голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И чёрной голубкой своей называл.
Стихотворение «Рахиль» Анна Ахматова написала в 1921 году.
В России голод, разруха, гражданская война, и вдруг – библейская история об отношениях Иакова и Рахили, как напоминание о том, что в мире всё преходяще, кроме любви.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема