Немного известно из Библии о праматери Рахи́ли, жене ветхозаветного патриарха Иакова. Она родила Иакову двух сыновей и умерла в молодости. Но имя этой женщины, жившей тысячи лет назад, стало символом любви и красоты.
Сегодня мы говорим о праматери Рахили и стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль».
После того, как Иаков, внук Авраама, хитростью получил отцовское благословение и право первородства, ему пришлось бежать из дома от гнева старшего брата Исава.
Долго блуждал он по безлюдным местам, пока не добрался до большого селения в долине Тигра и Ефрата, вокруг которого были богатые пастбища. Возле колодца, куда стада пригоняли для водопоя, Иаков встретил юную девушку по имени Рахиль и помог ей напоить овец. В ходе разговора он узнал, что она - дочь Лавана, родного дяди Иакова.
Рахиль побежала домой рассказать отцу о встрече возле колодца. Лаван с родственным радушием в свой дом племянника, сына своей сестры Ревекки. Иаков стал служить Лавану, и тот, заметив его усердие, решил ему назначить плату за труды.
Иакову приглянулась Рахиль, он сказал, что готов семь лет работать на Лавана, чтобы по истечении строка тот отдал ему дочь в жены.
Как говорится в Библии, эти семь лет показались Иакову за «несколько дней, потому что он любил» Рахиль.
В стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль» описан ход событий, предшествующий супружеству Иакова и Рахили.
Анна Ахматова:
И встретил Иаков в долине Рахиль,
Он ей поклонился, как странник бездомный.
Стада подымали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водою овец напоил.
Но стало в груди его сердце грустить.
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.
Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет - словно семь ослепительных дней.
У Лавана было две дочери, из которых старшая, Лия, как сказано в Ветхом Завете, «была слаба глазами, а другая Рахиль была красива станом и красива лицом».
Когда же настало время свадьбы Иакова, Лаван воспользовался восточным обычаем, по которому невесту в день заключения брака плотно закутывают в покрывала, и обманул племянника. Вместо Рахили он привел в брачные покои Лию, позже оправдываясь тем, что по местным обычаям младшую дочь не отдают замуж прежде старшей.
Анна Ахматова:
Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твёрдой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.
Течёт над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы.
Лаван предложил племяннику еще семь лет проработать за Рахиль – и Иаков согласился. В обычаях того времени было многожёнство, и Иаков вернулся на родину с двумя женами: с Лией и Рахилью.
Рахиль долго была бездетной, а потом родила Иакову двух сыновей: Иосифа и Вениамина. Из Библии мы знаем, что до конца своих дней Иаков оплакивал прекрасную Рахиль, которая умерла после родов Вениамина, а в стихотворении Ахматовой – она даже ему снится по ночам…
Анна Ахматова:
И снится Иакову сладостный час:
Прозрачный источник долины,
Весёлые взоры Рахилиных глаз
И голос её голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И чёрной голубкой своей называл.
Стихотворение «Рахиль» Анна Ахматова написала в 1921 году.
В России голод, разруха, гражданская война, и вдруг – библейская история об отношениях Иакова и Рахили, как напоминание о том, что в мире всё преходяще, кроме любви.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема