При беспрерывной смене князей и при нескончаемой борьбе городских сторон, Новгороду трудно было иметь какой-либо успех против внешних врагов. Нападения Литвы делались все более и более дерзкими, а затем сильно давал себя чувствовать и новый враг, появившийся в пределах Русской Земли.
Этот враг — были Немцы.
Немецкий Император Карл Великий начал еще в восьмом веке ожесточенную борьбу с храбрыми славянскими племенами, сидевшими в Западной части Балтийского побережья. С тех пор Немцы были всегда беспощадными врагами Славян, причем в половине двенадцатого века один из преемников Карла Великого — Германский Император Конрад Третий объявил крестовый поход на западных Славян — Бодричей, Любичей и Поморян, сражавшихся с Немцами с величайшим мужеством, но, к сожалению, в конце концов побежденных ими, вследствие своей разрозненности.
Затем Немцы стали распространять свое влияние еще более к востоку.
Древние Русские владения по берегам Балтийского моря были заселены различными языческими племенами, частью Литовскими частью Финскими. Владения эти делились на две половины: северная зависела более или менее от Новгорода, южная — от Полоцка.
Однажды бурей в устья Западной Двины было занесено Немецкое торговое судно. Это было в 1158 году. Местные обитатели — Ливы, встретили его крайне недружелюбно, но после схватки с Немцами, причем победа осталась за последними, Ливы стали сговорчивее и стали обменивать свои произведения на их товары. Эта мена была произведена с такой выгодой для Немцев, купцов города Бремена, что они начали уже нарочито заходить в устья Двины с товарами и скоро образовали здесь два укрепленных посекла — Укскуль и Дален.
Как известно, Римские папы, став светскими государями, усердно разыскивали языческие страны, чтобы насаждать в них Латинство, и затем включать в свои владения. Так и папа Александр Третий, узнав о существовании язычников Ливов и об основании Немцами в их Земле двух поселков, послал сюда искусного проповедника, монаха Мейнгарда. Он отправился в Полоцк к местному Русскому князю испросить позволение выстроить в Укскуле Латинскую церковь и крестить в свою веру язычников — Ливов. Тот согласился, и Мейнгард стал обращать Ливов в Латинство.
При этом он стал учить их строить крепкие замки из камня по Немецкому образцу, чтобы успешно защищаться в них от врагов.
Однако, пастве его плохо прививалось христианство. Скоро многие язычники начали обнаруживать явно враждебные действия против него, а уже крещеные стали погружаться в Двину, чтобы смыть с себя крещение и отослать в Германию. Товарища же Мейнгарда, монаха Феодориха, однажды хотели принести в жертву языческим богам, а другой раз — убить за то, что случилось солнечное затмение.
Видя плохой успех своей проповеди, Мейнгард обратился к папе, прося объявить крестовый поход, для проповеди Латинства Ливам, но не дождался прибытия крестового ополчения и умер в 1193 году.
В этом же году Датский король Канут Шестой пристал к Эстонскому берегу, утвердился здесь и стал силой распространять Латинство. Затем прибыл новый епископ, на место Мейнгарда, по имени Бартольд, но был так плохо встречен туземцами, что поспешил бежать и вновь обратился к папе, прося скорей объявить крестовый поход. Папа внял его просьбе и объявил всем отпущение грехов, кто отправится с Бартольдом против Ливов. Скоро он прибыл со значительным отрядом и высадился в устьях Двины: туземцы обратились к нему с таким словом: «Отпусти войско домой и ступай с миром на свое епископство; кто крестился, тех ты можешь принудить оставаться христианами; других убеждай словами, а не палками».
Но Бартольд не внял их совету; он самолично принял участие в битве, которая произошла вслед за тем, и был изрублен язычниками. Немцы, однако, победили. Они страшно опустошили страну, силою крестили туземцев, определили в ней священников и затем удалились. Но как только они сели на корабли, туземцы тотчас же стали окунаться в Двину, чтобы смыть с себя крещение, и выгнали от себя священников.
Вслед за тем прибыл новый епископ. Он привез с собой войско уже на 23 кораблях. Имя его было Альберт Бугсгевден. Это был человек исключительного ума и силы воли. Он сразу понял, что Немцам надо твердо укрепиться в стране Ливов, чтобы обратить их в христианство и владеть ими. И вот, в 1200 году, он закладывает у устья Двины город Ригу и обносит его крепкою стеною. Затем он едет в Германию, деятельно набирает там поселенцев для нового города и, наконец, испрашивает разрешение у папы Иннокентия Третьего — устроить, по образцу бывших в Палестине, военное братство, или Орден воинствующих монахов-рыцарей. Папа вполне одобрил мысль Альберта и в 1202 году на нашем Балтийском побережье появились рыцари Ордена Меча. Они носили белый плащ с нашитым красным мечом и крестом, вместо которого впоследствии начали нашивать звезду.
Так стали твердою ногою Немцы в устьях Западной Двины.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда можно встретить верующих, которые очень печалятся от того, что не имеют никакого свидетельства от Бога о возможности для них спастись. Однако они печалятся напрасно, ведь именно о таком свидетельстве говорит апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав своего послания к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Религий и религиозных течений в мире очень много и каждое по-своему объясняет, как и почему возник мир. При этом исторически христианство было первой и единственной религией, утверждавшей, что Бог сотворил мир по любви. Общеизвестно, что для атеизма человек вообще случаен, тут ни о какой надежде на то, что ты нужен миру и речи нет. Но и в контексте многих других религий от людей ожидались лишь жертвы, поклонение и почитание. В христианстве же человек оказывается невероятно ценен и важен для Бога.
Зачастую люди вырастают в семьях и как будто бы по умолчанию уверены, что остальные члены семьи их любят, особенно родители, затем бабушки, дедушки, братья и сёстры, и другие родственники. Потом мы вырастаем и создаём семьи, так как неожиданно понимаем, что любим кого-то первоначально чужого, кого по закону родства не обязаны любить. Более того, этот человек тоже нас любит. Он нужен и дорог нам, а мы нужны и дороги ему. Но гарантирована ли эта любовь? Разве трагедия человеческих отношений, начиная с Адама и Евы, и тем более с Каина и Авеля, не свидетельствует о том, что наша любовь очень хрупка. А что говорить о людях, которые с детства по разным причинам оставлены родственниками. Каково это, когда ты не имеешь никого, кто любил бы тебя просто по факту твоего существования, кому ты был бы нужен просто так, как личность, а не как сотрудник или помощник?
И вот всем этим людям, и тем, кто ощущает себя искренне любимым, и тем, кто подозревает, что любим лишь условно, за заслуги и даже тем, кто вообще не знает, нужен ли он кому-нибудь в этом мире, во Христе открывается простая, но великая по своему значению истина, которая является основанием нашей надежды: Богу ты очень нужен, ты важен для Него и безусловно любим Им.
Однако, учитывая, что люди свободные существа, на одной любви Божией построить идею спасения действительно никак невозможно. Бог, конечно, Творец и Вседержитель, но сотворив человека свободным, Он может нас спасти, только если мы дадим Ему на это добро, если согласимся принять от Него спасение.
Но где же встретить Бога? Какие для этого избрать пути? Ответ, который даёт сегодня апостол Павел, очень прост: надо, во-первых, поверить во Христа, как в Того, Кто открыл нам Бога, как любящего Отца, и, во-вторых, постараться сознательно и свободно этой Божьей любви соответствовать, быть милосердным, сострадательным, не ссориться, не тщеславиться... Но со смиренномудрием заботиться не только о себе, но и о других. Кажется, это очень простые вещи, но не стоит ими пренебрегать... Ведь тому, кто хочет, чтобы Божия любовь наполнила его жизнь, нужно со своей стороны прилагать все силы к совершению дел любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 136. Богослужебные чтения

Среди множества псалмов есть один, который занимает исключительное место в православном богослужении, — и его пение происходит только в преддверии Великого поста, в центре храма, с приглушённым освещением. Речь идёт о 136-м псалме, «на реках Вавилонских». Давайте его послушаем.
Псалом 136.
[Давида.]
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сио́нских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Прозвучавший сейчас псалом пронзителен в искренности своего плача. Он ставит очень глубокий, я бы даже сказал, философский вопрос о внутреннем достоинстве человека и народа. Главный нерв псалма, который и задаёт его болезненность, — ситуация, когда захватчики пытаются вынудить пленённых евреев петь священные для них песни в качестве развлечения, и тем самым обесценить, обессмыслить их. Да, мы сегодня бы сказали: еврейский народ оказался в тяжелейшей психологической травме. Обстоятельства вокруг в один голос кричат: ваш Бог вас предал, оставил, бросил, не пришёл к вам на помощь! Так доведите своё дело до конца — профанируйте, обесценьте ваши внутренние святыни — сакральные песни — чтобы никогда больше ни вы, ни ваши дети не могли снова вернуться к предавшей вас вере! Представляете, какой огромный соблазн для народа, перед глазами которого — очевидная неизбежность жить до конца дней на чужбине?
И что же говорит народ — устами псалмопевца? Он решительно отказывается расчёсывать свои чувства саможалением! Повешенные на вербах музыкальные инструменты — своего рода «тихий бунт», добровольный пост на какие бы то ни было удовольствия и развлечения — даже когда весь народ глубоко подавлен произошедшим. Горькая чаша в руках, и она должна быть выпита до дна. Без всякого подслащивания!
Перед нами — прекрасная картина того, что такое настоящая вера и когда она действительно актуализируется. Только в ситуации, когда человек не получает вообще никаких «бонусов», «плюсиков» и «приятностей» от Бога, но оказывается на грани истощения своих сил — и при этом всё равно сохраняет верность Богу, не отворачивается от Него, не обижается на Него — хотя для этого уже есть тысяча причин — но, напротив, встаёт крепко, вплоть до самой смерти, на сохранение чистоты памяти о поруганных и уничтоженных святынях — такая вера пронзает своей силой небеса и в этой искренности уже начинает брезжить рассвет надежды!
Псалом 136. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 136. (Церковно-славянский перевод)
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер