
Фото: ONUR KURT / Unsplash
«Повесть временных лет» считается древнейшей из сохранившихся русских летописей. Учёные датируют её началом XI-го века и называют Начальной. В летописи содержится множество интересных сведений о том, как жили наши далёкие предки. Однако возникает закономерный вопрос: почему историки считают «Повесть временных лет» источником, которому можно доверять?
Прежде всего, в пользу достоверности списков Начальной летописи говорит то, что переписыванием книг занимались монахи — самая образованная и грамотная часть населения Древней Руси. Монахи были главными собирателями и хранителями исторической информации, а монастыри — центрами просвещения. Поэтому можно быть уверенными в том, что «Повесть временных лет» вошла в более поздние списки практически без искажений. По крайней мере, это было в интересах самих писцов. В книжном деле в то время были строгие правила. Часто из-за малейшей ошибки или неточности всю книгу приходилось переписывать заново. А это — колоссальный труд. Поэтому переписчики старались быть внимательными и работали на совесть.
Однако сразу же возникает другой вопрос. Почему мы считаем, что оригинал «Повести временных лет» рассказывает правду об исторических событиях? Что, если всё это — просто плод авторского воображения? И здесь на помощь приходит источниковедение — историческая научная дисциплина. Учёные проанализировали ряд других документов и свидетельств, созданных примерно в то же время, что и «Повесть временных лет». Рукописи созданы независимо друг от друга, но содержат множество параллелей. Вот лишь небольшой пример: сведения о княгине Ольге и князе Владимире, которые сообщает Начальная летопись, подкрепляются другими авторитетными источниками той эпохи — Новгородской первой летописью XI века, произведением «Память и похвала князю русскому Владимиру» того же XI столетия, трактатом константинопольского императора Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора» X века.
К историкам подключились филологи. Известный лингвист Алексей Шахматов на основании изучения «Повести временных лет» пришёл к выводу, что летопись основывается на более старших по времени произведениях, и зачастую их цитирует. Так, например, в «Повести...» нашлись прямые отсылки к византийской Хронике Георгия Амартола, написанной в IX веке. А это значит, что автор древнерусской летописи тоже по мере возможности работал с источниками.
О том, что у «Повести временных лет» есть автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор — нам сообщает Хлебниковский список. Вопросом авторства летописи подробно занимался историк XVIII века Василий Татищев. В своей «Истории Российской» он отмечал, что практически вся повесть написана одним и тем же «наречием», то есть стилем. Присутствие автора-составителя ощущается и в деталях. Некоторые события явно интересуют его больше других, и выписаны с особой тщательностью. И сколько бы вопросов не возникало вокруг «Повести временных лет», историки признают летопись уникальным, живым и достоверным источником знаний о древней истории нашей страны.
Все выпуски программы Открываем историю
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема