
Фото: ONUR KURT / Unsplash
«Повесть временных лет» считается древнейшей из сохранившихся русских летописей. Учёные датируют её началом XI-го века и называют Начальной. В летописи содержится множество интересных сведений о том, как жили наши далёкие предки. Однако возникает закономерный вопрос: почему историки считают «Повесть временных лет» источником, которому можно доверять?
Прежде всего, в пользу достоверности списков Начальной летописи говорит то, что переписыванием книг занимались монахи — самая образованная и грамотная часть населения Древней Руси. Монахи были главными собирателями и хранителями исторической информации, а монастыри — центрами просвещения. Поэтому можно быть уверенными в том, что «Повесть временных лет» вошла в более поздние списки практически без искажений. По крайней мере, это было в интересах самих писцов. В книжном деле в то время были строгие правила. Часто из-за малейшей ошибки или неточности всю книгу приходилось переписывать заново. А это — колоссальный труд. Поэтому переписчики старались быть внимательными и работали на совесть.
Однако сразу же возникает другой вопрос. Почему мы считаем, что оригинал «Повести временных лет» рассказывает правду об исторических событиях? Что, если всё это — просто плод авторского воображения? И здесь на помощь приходит источниковедение — историческая научная дисциплина. Учёные проанализировали ряд других документов и свидетельств, созданных примерно в то же время, что и «Повесть временных лет». Рукописи созданы независимо друг от друга, но содержат множество параллелей. Вот лишь небольшой пример: сведения о княгине Ольге и князе Владимире, которые сообщает Начальная летопись, подкрепляются другими авторитетными источниками той эпохи — Новгородской первой летописью XI века, произведением «Память и похвала князю русскому Владимиру» того же XI столетия, трактатом константинопольского императора Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора» X века.
К историкам подключились филологи. Известный лингвист Алексей Шахматов на основании изучения «Повести временных лет» пришёл к выводу, что летопись основывается на более старших по времени произведениях, и зачастую их цитирует. Так, например, в «Повести...» нашлись прямые отсылки к византийской Хронике Георгия Амартола, написанной в IX веке. А это значит, что автор древнерусской летописи тоже по мере возможности работал с источниками.
О том, что у «Повести временных лет» есть автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор — нам сообщает Хлебниковский список. Вопросом авторства летописи подробно занимался историк XVIII века Василий Татищев. В своей «Истории Российской» он отмечал, что практически вся повесть написана одним и тем же «наречием», то есть стилем. Присутствие автора-составителя ощущается и в деталях. Некоторые события явно интересуют его больше других, и выписаны с особой тщательностью. И сколько бы вопросов не возникало вокруг «Повести временных лет», историки признают летопись уникальным, живым и достоверным источником знаний о древней истории нашей страны.
Все выпуски программы Открываем историю
16 мая. О мировоззрении и вкладе в историческую науку Ивана Гревса

Сегодня 16 мая. В этот день в 1860 году родился русский историк Иван Гревс.
О его мировоззрении и вкладе в историческую науку — протоиерей Артемий Владимиров.
Вклад Ивана Михайловича в науку заключается в том, что экскурсию он признавал образовательным проектом, помогающим войти участникам экскурсии в пространство истории. В частности, Иван Михайлович разработал семинар как жанр преподавания, соединенный с лекционным курсом. Житель Васильевского острова Иван Михайлович, отдав молодости дань либерализму, будучи кадетом, жестоко разочаровался в революционных смутах в связи с большевизмом и подвергался в советское время гонениям. Его критиковали за идеализм. Между тем, как человек большой внутренней культуры, он не мог игнорировать внутренний мир личности как исходную точку в изучении исторического прошлого. Одна из любимых тем Ивана Михайловича — это архитектура и план Васильевского острова с птичьего полета. Любя, как религиозный человек, праздник Воздвижения Креста, Иван Михайлович много времени уделил осмыслению плана Васильевского острова. В основе плана лежал крест, а в центре этого креста знаменитый Андреевский собор. Чуткое сердце христианина Ивана Михайловича признавало крест как источник духовной и нравственной силы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О важности труда биографов

Сегодня 16 мая. День биографа.
О важности труда биографов — протоиерей Игорь Филяновский.
Жанр биографии остается одним из самых востребованных в мировой литературе. Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Он автор «Сравнительных жизнеописаний», уникального произведения о ярких исторических фигурах своего времени. В средние века в Европе, и особенно в Византии, расцвел жанр церковной агиографии. Это биографии христианских святых, которые рассказывали историю жизни человека и давали оценку его подвига в свете духовных свершений на пути служения Господу Иисусу Христу и Его Церкви. В новое время жанр биографии выдающихся личностей расширил свой литературный канон и мог быть представлен как историко-философскими исследованиями, так и билиторизированными рассказами о жизни героев. В русской культуре бережно хранят память о первом издателе и биографе Пушкина Анненкове, о биографе Льва Толстого Бирюкове. В XX веке многие крупные писатели издавали биографии выдающихся людей разных эпох. Ромен Роллан и Цвейг, Андрей Моруа и Ирвинг Стоун. А в нашей литературе в этом жанре работали Юрий Тынянов, Михаил Булгаков, Сергей Дурылин. Была основана целая литературная серия «Жизнь замечательных людей», которая существует и поныне. Ведь жизнеописания выдающихся личностей всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для новых исследований.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О жизни и творчестве Ольги Берггольц

Сегодня 16 мая. В этот день в 1910 году родилась поэтесса Ольга Берггольц.
О её жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Знаменитая фраза принадлежит ей, поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц. Она называла себя представительницей запоздавшего поколения. Если бы она родилась лет на 15 раньше, была бы в числе лучших поэтов Серебряного века. Но на её жизнь пришлись революция, гражданская война, репрессии, блокадный Ленинград. Смерть, страдания и самопожертвования — эти темы стали стержневыми в её ленинградской поэме. Её нежный голос из радио каждый день давал сил жителям бороться за жизнь. Сквозь голод и холод пробивалась воля к жизни. Однажды, идя по улице, Ольга Фёдоровна упала без сил, споткнувшись о тело умершего человека и уже не могла встать из-за голода. Вдруг, по громкоговорителю, она услышала свой собственный бодрый голос. «Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа». Тогда она встала и смогла идти дальше. В 1942 году блокада — это образ Голгофы. Заколоченных крест-накрест окнах домов видится крест человеческих страданий. «Вот женщина стоит с доской в объятьях; угрюмо сомкнуты её уста, доска в гвоздях — как будто часть распятья, большой обломок русского креста». Вот женщина стоит с доской в объятиях, угрюмо сомкнуты её уста. Доска в гвоздях, как будто часть распятия. Большой обломок русского креста. Последняя просьба умирающей поэтессы состояла в том, чтобы над ней прозвучала молитва «Ныне отпущаеши».
Все выпуски программы Актуальная тема