Сложно или просто сегодня поститься? Поститься сложно, конечно. Духовная сторона поста важна. Разумеется, лучше в пост ограничить себя и телесно, и душевно: и колбасу не есть, и телевизор не смотреть.
Если говорить о телесной стороне поста, то вообще хорошо бы ощутить, что такое неядение. Ведь поститься в подлинном смысле этого слова — это значит вообще не есть и не пить. Надо разделить понятия «говение» и «пост». Говение — это воздержание от каких-то видов пищи. Допустим, я не ем сейчас яичницу, но ем жареный или маринованный шпинат. Значит, я говею. Не ем ничего — я пощусь.
В древности существовала такая аскетическая практика — не вкушать пищу до девятого часа (по современному счету это 3 ‒ 4 часа дня). А потом уже, когда солнце проходит высшую точку и начинает катиться к закату, тогда можно чего-нибудь поесть. Или можно есть чуть-чуть, когда стемнеет, а тяготу дня проводить без еды и питья. Ещё можно в какие-то дни только пить, но не есть. Вот это уже пост.
Это то, что духовники могут рекомендовать здоровым людям.
В любом случае Великий пост должен быть эталоном, мерилом всего остального. И надо говорить и о посте внутреннего человека, и о посте внешнего человека.
Для того чтобы понять ценность поста, нужно прежде всего самым серьезным образом отнестись к Великому посту. Как Пасха — мать всех воскресных дней, так Великий пост — мать всех остальных постов. С него нужно начинать, и он должен быть возвеличен как долговременное упражнение в воздержании.
Пост очень много может дать человеку. Правильно постящийся может ощутить удивительную и незнакомую до того концентрацию ума и бодрость мысли. Если прожить правильно один Великий пост, то захочется повторять этот опыт.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема