Рим., 120 зач., XVI, 1-16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Внимательному слушателю отрывков апостольских посланий, особенно если он слышит их в храме, довольно непросто удержаться от недоумения вызванного содержанием нынешнего новозаветного фрагмента. В самом деле: каково может быть практическое применение услышанных нами слов? Таковое применение, конечно же, есть, и оно может быть весьма многообразным. Но для этого надо постараться вдуматься в слова апостола.
Этот фрагмент открывает собой заключительную главу Послания апостола Павла к Римлянам. В ней он перечисляет всех тех, к кому, собственно, и было адресовано это послание. Апостол старается никого не забыть. Старательные ученые уже давно подсчитали, что здесь упомянуты двадцать пять человек (если считать с безымянной матерью Руфа), они же высказывают предположение, что на основании этого числа можно сделать вывод и о численности римских христиан: их чуть более ста человек. Конечно же, это совсем немного, но важно здесь не количество людей, а их, если так можно выразиться, качество. Все эти люди были не просто номинальными христианами, теми, кто иногда, когда не лень и когда есть время, посещает молитвенные собрания, нет, они были теми, кто вокруг себя строил Церковь, не в смысле зданий, а Церковь как сообщество верующих во Христа.
Любопытно, что в апостольский перечень попали и те, кто не был христианином, но при этом им помогал: это Аристовул и Наркисс. Правда, упоминаются не они сами, а их «домашние». Дело тут в том, что эти два человека были римскими вельможами, крупными землевладельцами и вообще влиятельными людьми. Они сами могли лишь сочувствовать христианам, помогать им, но лично к ним не присоединялись. Что же касается Наркисса, то о нем есть очень печальные свидетельства: пишут, что он был одним фаворитов императора Клавдия и покончил с собой после смерти Клавдия в 54-м году, то есть еще до написания апостолом этого послания. Конечно, этот факт прямым образом не следует из услышанного нами апостольского отрывка, но еще раз напоминает, что ни близость к настоящим христианам, ни близость к высшей власти сами по себе не способны что-либо гарантировать человеку.
Интересно в этом отрывке и еще кое-что. Когда мы вспоминаем апостолов, мы можем назвать некоторые имена. Кто-то сумеет перечислить двенадцать ближайших учеников Христа. Кто-то вспомнит о более широком круге и попытается назвать имена кого-то из семидесяти апостолов. Но были ли среди апостолов женщины? А если были, то как их звали? Апостол Павел в этом отрывке уверяет, что женщины среди апостолов были, и даже упоминает имя одной из них — Юния. Он называет ее и, по всей видимости, ее мужа Андроника, «прославившимися между Апостолами». Не в смысле известности у апостолов, а в том смысле, что они сами апостолы. Апостольский статус Юнии, если судить по этому отрывку Священного Писания, равен апостольскому статусу и ее мужа, и самого Павла. Этот факт, и то, что среди тех, кого приветствует апостол Павел, есть немало женских имен, еще раз свидетельствуют, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» ибо все мы «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».