Рим., 96 зач., VIII, 2-13.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Логика апостола Павла предельно проста: восстание из мертвых начинается уже сейчас, а связано оно исключительно с Духом Божиим или же, иначе, Духом Христовым, Который живет в человеке, потому что «оживление из мертвых» будет происходить «Духом, живущим» в нас. Если же этот Дух в человеке отсутствует, то и рассчитывать на восстание из мертвых не приходится.
Конечно, здесь возникает вопрос о связи того, что написал апостол, и веры во всеобщее воскресение мертвых, которая выражена в Символе веры. Вопрос этот лежит на поверхности и нет ничего удивительного в том, что на него вполне убедительно ответили до нас. Сделал это и святитель Иоанн Златоуст. Но он в своих размышлениях отталкивался не от Символа веры, а от всеобщего суда: если смерть — это окончательное состояние тех, в ком нет Духа Божия, то означает ли это, что они не придут на суд и что не будет воздаяния за совершенные при жизни дела? Вызван такой ход мысли не тем, что святитель Иоанн был каким-то особым образом мстителен и кровожаден, нет, дело тут в том, что о суде говорил Сам Христос, например, в Евангелии от Матфея: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Соответственно, святителю Иоанну было важно согласовать слова апостола Павла со словами Христа. Сделал он это следующим образом: «А как же всем должно предстать пред судилище Христово? Как же будет достоверным учение о геенне? Ведь если не имеющие Духа не воскреснут, то нет и геенны. Итак, что значит сказанное апостолом? Все воскреснут, но не все в жизнь, а одни — в наказание, другие же — в жизнь. Потому не сказал: воскресит, но: „оживотворит“, что обозначает больше, нежели воскресение, и даровано одним праведным».
Далее в своем комментарии святитель Иоанн говорит о необходимости не дать Духу Христову угаснуть в самом себе. В том, что Дух дан каждому христианину, святитель не сомневается. Но каким образом можно угасить в себе Дух? Ответ тоже очень прост, его дают и апостол Павел и святитель Иоанн: Дух угасает в том случае, если его носитель живет так, как не имеющий Духа, то есть по закону плоти, когда есть ощутимый зазор между той жизнью, к которой призывает Христос в Своем Евангелии и жизнью, которую диктует окружающий нас мир.
Проверить самого себя на наличие этого зазора очень просто, достаточно задать себе вопрос о собственных практических приоритетах и о том, насколько они согласуются с духом Евангелия.
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?