Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рим., 102 зач., IX, 18-33. за понедельник и за вторник (под зачало): Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2.

Глава 9.

18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»

21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,

23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,

24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?

25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.

26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.

27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;

28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.

29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.

30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.

31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.

32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,

33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.

Глава 10.

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Глава 11.

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к Римлянам пропитано болью. Павел снова и снова задаётся вопросом: как так могло произойти, что избранный Самим Богом еврейский народ оказался в самый важный и ответственный момент пришествия Мессии — абсолютно неготовым? Почему самый главный экзамен, к которому шли поколениями, которым вдохновлялись от мала до велика, был с треском провален?

Ответ самого апостола на этот вопрос категоричен: не там искали, не туда забрели. Роковая ошибка иудеев заключалась в подмене веры делами — и об этом Павел пишет прямо: «потому что искали не в вере, а в делах» — и, заметим, именно такой текст мы видим в древнейших рукописях, без слов «в делах закона». Для апостола Павла одна из ключевых тем — это вопрос отношений дел и веры, точнее, жизни по вере и жизни как строгому следованию букве закона.

И апостол продолжает мысль о важности веры с ещё большей жёсткостью, говоря: язычники, которым был неизвестен Богом данный закон Моисея, преуспели в вере и были приняты Богом в число Его избранников — а те, кому и было в древности поручено хранить и исполнять обетования Божии — оказались недееспособны! Чем же так опасна деятельная религиозная жизнь — если в ней недостаточно живой веры?

Кто такой праведник с точки зрения закона? Тот, кто им живёт и его не нарушает. То есть — «правильник», человек безупречный, к которому с точки зрения Закона нет никаких претензий. Кто же тогда праведник по вере? Тот, у кого есть постоянный контакт с Богом, кто ходит перед Ним, кто относится к Нему как к Живому, присутствующему здесь и сейчас, а не к какой-то далёкой абстракции. Заметим сразу: одно другого вовсе не исключает, но обе «праведности» являются своего рода полюсами, между которыми и протекает реальная жизнь верующего.

Но есть одна особенность, и она существенная. Исполнение Закона в первую очередь зависит от человеческой воли. А вот силой воли нажать «волшебную кнопку» в душе и повысить градус живой веры — увы, не удастся. Также, как не сможет муж в ситуации острого семейного кризиса сказать: с завтрашнего дня повышу градус любви к жене на 39 процентов! Потому что это «повышение градуса» должно быть естественным и органичным — чтобы не оказаться лживым и поддельным. И вот, наконец, мы подошли к самому главному.

Чтобы не повторить роковой ошибки иудеев, нам следует научиться смотреть на любое дело в религиозной жизни как всего лишь инструмент созидания и укрепления наших личных отношений с Богом. Всегда рядом с нами будет маячить соблазн воспринимать наши дела как что-то самоценное и самодостаточное. Главное — вычитать молитвенное правило. А там пусть Сам Бог его нам зачтет! Главное — цветы жене на 8-е марта подарить. И вот, приходит такой довольный своей «правильностью» муж домой, с кислой физиономией вручает невзрачный букет супруге со словами — ну, на, держи, с праздником! — не понимая, что этим он ещё больше отдаляется от неё, превращая праздник из возможности — в издёвку. «А что? Я ведь всё правильно сделал!» Но ведь и от Бога мы можем отдаляться любым религиозным действием — если не раскрываемся навстречу Ему, если замыкаемся в ощущении собственной правильности и самодостаточности. Если, откровенно говоря, Бог оказывается нам не особо-то и нужен — нам и самим по себе вполне хорошо!

Помогай же нам, Господи, научиться избегать этой очень опасной духовной ловушки!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем