Рим., 111 зач., XIII, 1-10

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Взаимоотношение Церкви и государства — тема насущная и волнующая многих. Что говорит по этому поводу Священное Писание? Тот отрывок из 13 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 13.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел призывает христиан соблюдать абсолютную покорность гражданским властям. Этот призыв к покорности звучит не только из уст Павла, как в эпоху благоденствия Церкви, так и в те времена, когда государство жестоко гнало учеников Христа. Христианские лидеры призывали своих подопечных молиться за правительство, платить налоги, а также честно исполнять свой гражданский долг.
Такая лояльность нередко давала многим сторонним наблюдателям повод обвинять Церковь в конформизме. Такое обвинение — совершенное непонимание сути Евангельской вести. Христос не призывал к революции, Он не предлагал программу экономических и социальных реформ, у Него не было армии, не было собственной партии. Сам Он смиренно платил налоги, хотя мог и не делать этого. Более того, из Его слов следовало, что с Богом можно наладить отношения, будучи гражданином любого государства. «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу», — говорил Господь Своим слушателям. Но повернётся ли у нас язык упрекнуть Спасителя в конформизме и приспособленчестве? Конечно же, нет. Но как раз в этом Его упрекали иудеи. Ведь по их представлениям Мессия должен был изменить существующую политическую ситуацию. Как минимум освободить Израиль от римского владычества. Для них вера и политика были связаны самым тесным образом. Есть царство язычников, есть царство Бога. Оба этих царства на земле. Между ними идёт непримиримая борьба. А Христос, по их представлениям, мешал этой священной войне. В Его проповеди Царства Небесного они видели отречение от веры отцов и предательство идеи священного Царства Израиль. Это была одна из главных причин, почему они решили распять Спасителя.
Иудеи верно подметили, Христос действительно говорил о другом. Он принёс людям не альтернативную систему правления. Не новую государственную идеологию. Он призывал людей к покаянию, к изменению самих себя. Смена режима путём ли бунта, путём ли постепенных реформ ничего кардинально не изменит. По сути, просто поменяется картинка. Если говорить о принципиально новом качестве жизни, то менять нужно собственное сердце. Если там бардак, если в нём живёт ревность, обидчивость, зависть, злоба и другие пороки, какой бы правитель ни был, в каком бы благополучном обществе мы не жили, всё будет плохо. Ведь Бога нет, нет Его благодати, поэтому и жизнь невыносима. Это, конечно, не означает, что Христос призывал к анархии. Просто Он побуждал слушателей не питать иллюзий и не возлагать чрезмерных упований на внешние перемены. Когда фундамент дома дал трещины, бесполезно делать косметический ремонт. Так проблему не замажешь.
Именно в этом духе и проповедует апостол Павел. По его логике, в какой бы политической и социальной обстановке человек ни оказался, ничто не может помешать ему быть христианином. Иными словами, ничто не может помешать ему стремиться во всех своих делах на ежедневной основе воплощать Евангельские заповеди. Поэтому апостол Павел и заканчивает свои рассуждения о Церкви и государстве словами о любви. Именно деятельная любовь ради Христа должна быть компасом в моих отношениях с теми, кто меня окружает. Дух Божий, который поселяется в том, кто стремиться к этому, сильнее всякой идеологии. Сильнее всякого закона. Сильнее страха наказания. Именно Он подсказывает нам голосом совести, чего делать не следует, а что делать необходимо, чтобы мир и покой не покидали наше сердце, и мы приносили бы реальную пользу и конкретным людям и в целом тому обществу, в котором нам выпало жить и трудиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











