
Рим., 111 зач., XIII, 1-10

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Взаимоотношение Церкви и государства — тема насущная и волнующая многих. Что говорит по этому поводу Священное Писание? Тот отрывок из 13 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 13.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел призывает христиан соблюдать абсолютную покорность гражданским властям. Этот призыв к покорности звучит не только из уст Павла, как в эпоху благоденствия Церкви, так и в те времена, когда государство жестоко гнало учеников Христа. Христианские лидеры призывали своих подопечных молиться за правительство, платить налоги, а также честно исполнять свой гражданский долг.
Такая лояльность нередко давала многим сторонним наблюдателям повод обвинять Церковь в конформизме. Такое обвинение — совершенное непонимание сути Евангельской вести. Христос не призывал к революции, Он не предлагал программу экономических и социальных реформ, у Него не было армии, не было собственной партии. Сам Он смиренно платил налоги, хотя мог и не делать этого. Более того, из Его слов следовало, что с Богом можно наладить отношения, будучи гражданином любого государства. «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу», — говорил Господь Своим слушателям. Но повернётся ли у нас язык упрекнуть Спасителя в конформизме и приспособленчестве? Конечно же, нет. Но как раз в этом Его упрекали иудеи. Ведь по их представлениям Мессия должен был изменить существующую политическую ситуацию. Как минимум освободить Израиль от римского владычества. Для них вера и политика были связаны самым тесным образом. Есть царство язычников, есть царство Бога. Оба этих царства на земле. Между ними идёт непримиримая борьба. А Христос, по их представлениям, мешал этой священной войне. В Его проповеди Царства Небесного они видели отречение от веры отцов и предательство идеи священного Царства Израиль. Это была одна из главных причин, почему они решили распять Спасителя.
Иудеи верно подметили, Христос действительно говорил о другом. Он принёс людям не альтернативную систему правления. Не новую государственную идеологию. Он призывал людей к покаянию, к изменению самих себя. Смена режима путём ли бунта, путём ли постепенных реформ ничего кардинально не изменит. По сути, просто поменяется картинка. Если говорить о принципиально новом качестве жизни, то менять нужно собственное сердце. Если там бардак, если в нём живёт ревность, обидчивость, зависть, злоба и другие пороки, какой бы правитель ни был, в каком бы благополучном обществе мы не жили, всё будет плохо. Ведь Бога нет, нет Его благодати, поэтому и жизнь невыносима. Это, конечно, не означает, что Христос призывал к анархии. Просто Он побуждал слушателей не питать иллюзий и не возлагать чрезмерных упований на внешние перемены. Когда фундамент дома дал трещины, бесполезно делать косметический ремонт. Так проблему не замажешь.
Именно в этом духе и проповедует апостол Павел. По его логике, в какой бы политической и социальной обстановке человек ни оказался, ничто не может помешать ему быть христианином. Иными словами, ничто не может помешать ему стремиться во всех своих делах на ежедневной основе воплощать Евангельские заповеди. Поэтому апостол Павел и заканчивает свои рассуждения о Церкви и государстве словами о любви. Именно деятельная любовь ради Христа должна быть компасом в моих отношениях с теми, кто меня окружает. Дух Божий, который поселяется в том, кто стремиться к этому, сильнее всякой идеологии. Сильнее всякого закона. Сильнее страха наказания. Именно Он подсказывает нам голосом совести, чего делать не следует, а что делать необходимо, чтобы мир и покой не покидали наше сердце, и мы приносили бы реальную пользу и конкретным людям и в целом тому обществу, в котором нам выпало жить и трудиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Отдых на природе для ребят из детских домов

Каждое лето фонд «Спасибо» из города Ярославля организует для воспитанников и выпускников областных детских домов отдых на природе с палатками. Такие события дают ребятам возможность обрести друзей, поделиться знаниями и опытом, научиться командной работе и самостоятельности.
Люся — выпускница интерната. Она уже не первый раз участвует в летних выездах, организованных фондом. Девушке нравится общаться со сверстниками, играть в спортивные игры на свежем воздухе, особенно в волейбол. Во время предыдущих поездок Люся познакомилась с теми, кто также, как и она, тянется к здоровому и активному образу жизни. Это вдохновило её продолжать работать над собой и развиваться в спорте.
Помимо разных активностей, во время совместного отдыха на природе ребята учатся устанавливать палатки, готовить еду на костре и заботиться друг о друге. Но самое главное — они обретают поддержку и ощущение своей ценности.
Артём, тоже выпускник детского дома, впервые отправился на отдых вместе с фондом «Спасибо» в прошлом году. Вечера у костра, когда ребята общаются в доверительной обстановке и делятся своими впечатлениями и планами, стали для юноши откровением. «Я понял, что мои мысли интересны другим и что я тоже могу ставить себе цели в жизни», — делится Артём.
Чтобы в этом летнем сезоне фонду вновь удалось организовать выезд на природу для ребят из детских домов и выпускников, ему важна поддержка. Необходимо оплатить аренду палаток, закупить спортивный инвентарь и еду. При желании вы можете в этом помочь. Сделайте любой благотворительный взнос на сайте ярославского фонда «Спасибо», либо предложите свой вариант участия, позвонив по номеру: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История Киева». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел об истории города Киева в средние века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «История Киева». Сергей Алексеев
- «Историк Роберт Юрьевич Виппер». Татьяна Агейчева
- «Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Через болезнь к помощи ближним». Александр Бочаров, Ксения Черная

Гостями программы «Вечер воскресенья» были сотрудники пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и Ксения Чёрная.
Мы говорили с нашими гостями об их личном опыте борьбы с тяжелыми болезнями, как вера помогала и укрепляла их и как помощь другим стала для них важной частью жизни
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья