Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. «Take it easy» — «смотри на всё проще» — этот лозунг не так давно проник в современный лексикон и крепко там обосновался. Причём он становится эдакой «универсальной тряпочкой», которой можно накрыть всё, что угодно. Жена ушла? Расслабься. С работы выгнали? Да не переживай! Денег нет? Смотри на всё проще. В сегодняшнем чтении из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам — хлёсткое, категоричное, однозначное осуждение такого подхода к жизни — давайте послушаем.

Глава 16.

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;

18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.

19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.

21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.

22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.

23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.

24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Замечательный датский мыслитель и богослов Сёрен Кьеркегор в своих трудах призывал христиан не «упрощать» всё, а, напротив, «усложнять», относиться ко всему не «просто», поверхностно, а «серьёзно». Но эта «серьёзность» у Кьеркегора — полная противоположность воображаемой «мрачной озадаченности», как нередко нам кажется: если человек серьёзен — он «душнила» и «мракобес». Серьёзное отношение — это прежде всего внимательное, вдумчивое, рассудительное отыскивание не «вершков», а «корешков», докапывание до самой сути чего бы то ни было — а не довольствование быстрым и лежащим на поверхности результатом.

Слова апостола — точнее, его завет быть «мудрыми на добро и простыми на зло» — именно об этом. В этой фразе совмещаются два очень разных подхода. Первый — надо уметь отличать чёрное от белого, грех от добродетели, правильный поступок от преступления. И здесь не требуется особой изощрённости в плане глубокого и всестороннего анализа происходящего: как правило, излишнее мудрствование в этих вопросах лишь обличает самого «мудрствующего» как пытающегося словесной рациональной пудрой припорошить зловоние греха.

Одна из важнейших христианских добродетелей — рассудительность, на греческом «Диакрисис», переводится именно как «различение». И вот, когда это различение произведено, для каждой категории радикально меняется дальнейшая тактика поведения. Зло, дурное, греховное — отправляется в урну с крепкой крышкой — и больше в том направлении — ни шагу! А вот доброе, правильное, верное, напротив, извлекается на поверхность и подвергается тщательному обдумыванию. С той самой серьёзностью, о которой и говорил Кьеркегор.

Но почему вдруг эта «серьёзность» оказывается такой важной? Почему нельзя и к добру относиться просто, как придётся? Ответ — в одном из аграфов, незаписанных изречений Христа: «Кто близ Меня — тот близ огня; кто далеко от Меня — далеко от Царствия!». Добро — каким бы маленьким и неприметным оно ни казалось — это всегда огонь, причём его источник — не в этом мире. Всё то доброе, что делается нашими руками в этой жизни, — своего рода «точки вхождения» Божественной силы и правды в этот искорёженный грехом мир. Почему-то в голову приходит образ... точечной сварки: иногда достаточно нескольких касаний электродом в очень большой плоскости листа, чтобы он оказался крепко «прихваченным». Но если «промазать», сделать эту сварку абы как, «на авось» — всё развалится.

Наши добрые дела — это тоже своего рода «духовная точечная сварка», которой неведомыми нам судьбами Господь Бог снова и снова сшивает расползающуюся ткань бытия мира сего. И чтобы нам не промахнуться, не ёрзать по одному и тому же месту с минимальным результатом, надо действительно быть очень мудрыми и рассудительными, с открытыми ушами к слышанию и пониманию воли Того, от Кого только мы и получаем всю силу доброделания!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем