
Сегодня 29 сентября. День памяти преподобного Кукши Одесского, исповедника, отошедшего ко Господу в 1964 году.
О его подвиге — игумен Назарий (Рыпин).
Он разделил крест исповедничества, как и многое русское духовенство в эти годы. Он провел 6 лет — 3 года в лагере, 3 в ссылке до 1947 года, — после чего он жил в Почаевской лавре, потому что Киево-Печерская лавра только открывалась немного позже. И из Почаева уже он попал в Одессу, когда Почаев тоже закрыли советские власти.
И там он стал всероссийски известным старцем. Сам он нёс тяжёлый крест болезней, и эта болезненность многократно ему была предсказана. Тем не менее, несмотря на своё очень слабое здоровье, он прожил очень долгую жизнь — 89 лет.
И почитающие его, конечно же, знают и знали его великую прозорливость, его огромный дар рассуждения, с которым он обращался к людям, помогая им духовным советом в тех житейских обстоятельствах, в каких-то духовных недоумениях, нуждах.
И, конечно же, он был народным старцем, потому что приходили к нему и стар, и млад, и знатный, и незнатный, и все, кто мог, притекали к нему за советом. И преподобный Кукша утешал и помогал очень многим людям, притекающим к нему в эти очень непростые советские годы, годы продолжающихся гонений уже хрущёвских, и этого смятения для многих, времени очень непонятного, потому что казалось бы, что будущее очень сложное, и ничего хорошего Церковь внешне не ожидает.
Но, тем не менее, преподобный утверждал людей в вере, помогал им обрести надежду, чтобы, утвердившись у них, следовать за Христом, быть верными Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Призри на смирение»

Сегодня 29 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Призри на смирение».
О её истории — священник Алексий Долгов.
Чудотворный образ Божией Матери «Призри на смирение» прославился удивительными чудесами. Икона была обретена в 1420 году на Каменном озере в Псковской области во время эпидемии голода. Образ, у которого, как говорит летопись того времени, из глаз Божией Матери шли кровавые слезы, перевезли в собор Живоначальной Троицы во Пскове.
Там духовенство стало совершать крестные ходы и служить молебны перед явленной святыней, что привело к скорому прекращению эпидемии голода. В память об этом было установлено церковное празднование в честь перенесения чудотворного образа Божией Матери.
Название иконы происходит от слов святого апостола и евангелиста Луки, которые известны как «Песнь Богородицы». Каждое вечернее богослужение мы слышим, что Господь призрел на смирение рабы Своей и что Её будут ублажать все роды. Спаситель, держа Божию Матерь за щёку, обращает Её лик к молящимся, как бы говоря: «Призри на смирение тех, которые обращаются к тебе с молитвой, которые так просят твоё заступление».
В XV веке во Пскове часто бушевали пожары, поэтому считается, что чудотворная икона, обретённая на Каменном озере, погибла в одном из них. Тем не менее, многочисленные списки чудотворного образа «Призри на смирение» прославились чудесами в самых разных уголках нашей страны.
Как в XV веке, так и сегодня, Божия Матерь всегда рядом с теми, кто смиренный, с верой просит Её помощи и заступления. Она всегда призирает, то есть обращает своё внимание на такие смиренные просьбы, и скоро на них откликается.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 сентября. О духовных наставлениях праведного Алексия Московского (Мечёва)

Сегодня 29 сентября. Перенесение мощей праведного Алексия Московского (Мечёва), жившего в ХХ веке.
О его духовных наставлениях — священник Захарий Савельев.
Святой праведный Алексий Московский (Мечёв) давал такой совет: «За собой следить надо. Как видишь, что подходит прилог оскорбить, сказать колкость, сейчас же его прогнать, а потом пойдёт желание, а за ним — дело». Святой Алексий говорит, что когда ты сдержался, сдержал свои слова, тогда и дело плохое не совершил.
Получается, что когда ты сказал хорошие слова, тогда и добрые дела пойдут вслед за твоими добрыми речами. Это важно понимать каждому человеку.
Ну и, безусловно, Алексий (Мечёв) — практически наш современник и был знаком практически со всеми сложностями, с которыми сегодня мы сталкиваемся. Поэтому его совет, наверное, является очень таким святоотеческим, богодухновенным и реализуемым в нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 219 зач., I, 22 - II, 3.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое греховность, и кто такой грешный человек? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел описывает внутреннее состояние грешников. Это те люди, которые живут, как он выражается, «по воле князя, господствующего в воздухе». Так древние евреи называли сатану. Это не означает, что грешный человек открыто поклоняется нечистому духу. В первую очередь это означает, что он во всех своих делах действует, как говорит апостол, «по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов».
Другими словами, грешник — это не обязательно тот, кто открыто нарушает закон и ведёт себя социально неприемлемо. Скорее, это тот, кто во всём слушает только одного себя. Его вера в собственные представления об окружающем мире непоколебима. Он чрезмерно полагается на свои чувства и мысли о происходящем. Он всегда знает, как будет лучше и для него самого, и для всех, кто встречается ему на пути. А потому обо всём, с чем он сталкивается, у него есть готовое мнение. Хорошо лишь то, что вписывается в его картину мира. Всё, что с ней расходится, — это плохо. Именно такое восприятие жизни нередко наполняет душу недовольством и раздражением. Ведь мир вокруг нас не желает подчиняться нашим правилам. То, как развиваются события, очень часто не вписывается в наш сценарий. А люди раз за разом продолжают обманывать наши ожидания. Грешник — это тот, кто не может принять эту спонтанность жизни с миром в душе. Вместо этого он злится ещё больше и ещё сильнее продолжает гнуть свою линию.
Поэтому и называет апостол Павел таких людей «сынами противления» и «чадами гнева». В них постоянно что-то бурлит, постоянно живёт тревога. Если не на уровне действий и слов, то на уровне мыслей и ощущений. Именно эта непрекращающаяся вражда против всех делает «сынов противления» в итоге мёртвыми. Они становятся излишне подозрительными, обидчивыми, а порой чувствуют себя обманутыми и преданными. Они постоянно или жалуются, или сплетничают, или спорят, или сражаются за свою правду. Кроме своих эмоций и мыслей, такие люди ничего вокруг себя не видят. Даже если они социально активны и всегда на виду, они погружаются в одиночество. Закрываются от окружающих, от мира и от Бога. Находиться с такими рядом очень тяжело.
Может показаться, что люди религиозные застрахованы от этого состояния. Однако, как ни странно, болеть этим недугом могут и те, кто прямо называет или считает себя верующим человеком. Он может посещать Церковь, принимать участие в церковных обрядах и даже молиться. Однако в нём будет жить желание устраивать свою жизнь так, как он сам считает нужным.
Интересную иллюстрацию этого состояния находим у одного из древних подвижников, преподобного Нила Синайского. «Много раз, — пишет он, — во время молитвы я просил, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно вынуждая волю Божию, а не Богу отдавая Самому устроить лучше то, что Он считает лучшим для меня. Но получив просимое, я бывал потом в великой скорби, и именно за то, что не просил, — да будет лучше по воле Божией; ибо результат моей молитвы оказывался для меня не таким, как я думал». И это говорит великий подвижник. Даже он порой переживал эти состояния сопротивления Богу и жизни. Что говорить о нас. Мы проваливаемся в них намного чаще. А потому и постоянно страдаем.
Сегодня апостол Павел предлагает выход, указывая на Христа. По его словам, Бог «всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». Другими словами, нам необходимо покоряться не своим желаниям и мыслям, а приучать себя покоряться Христу. Когда что-то идёт вразрез с нашими представлениями, учиться отдавать свой страх и свой гнев Богу. С молитвой Спасителю позволять жизни развиваться так, как она развивается. Разрешать событиям идти своим чередом. И самым ярким признаком того, что мы делаем успехи на этом пути, является наше отношение к ближним. Люди не должны спотыкаться о нас. Они не должны в нашем присутствии съёживаться, словно в ожидании удара едкой шуткой, язвительным уколом или очередным нравоучением. С нами должны быть легко. Нас должно стать мало. И пусть нас не тревожит страх, что мы исчезнем совсем, а мир и наши родные пропадут без нашего назидания. Ведь то место, откуда уходит наша больная самость, мгновенно наполняет Божественная благодать, которая всегда и всё устраивает лучшим образом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов