
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Однажды известного богослова ХХ века Карла Барта попросили дать определение — что такое вера? Ответ прозвучал так. «Вера — это шаг в неизвестность». Надо сказать, что данная формулировка верно отражает суть богословия Нового Завета о том, как сочетаются в духовной жизни вера и поступки. Что из них является главным, а что второстепенным? О феномене веры и её сочетании с добродетелями рассуждает апостол Павел в послании к римлянам. Отрывок из четвёртой главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
По какой причине в начале программы прозвучала ссылка на Карла Барта, принадлежавшего к протестантскому вероисповеданию? Ответ обусловлен двумя причинами. Первая — состоит в том, что Барт всячески интересовался Православием, и многие его взгляды близки восточному христианству. Вторая причина — это то, как мысль Барта, иллюстрирующая рассуждения апостола Павла о вере, фактически опровергает воззрения протестантов. Ведь те находят оправдание своему представлению о необязательности добрых дел для спасения именно в произведениях святого Павла.
Неужели апостол действительно призывает оставить исполнение добрых дел и удовлетвориться просто верой в существование Бога? Конечно же, нет. И в подтверждение мы можем найти рассуждение Павла о подвиге ветхозаветного патриарха Авраама. Ведь именно о нём апостол пишет — поверил Авраам, и это вменилось ему в праведность. Рассматривая жизнь патриарха древности, мы видим, что вера для него была теснейшим образом соединена с действием.
Когда Господь обратился к Аврааму и призвал его к служению, праотец не ограничился только убеждённостью в существовании истинного Бога. Он, во-первых, отверг всех прежних божеств, а во-вторых, устремился в длительное путешествие вместе со всем семейством — в Палестину. Страну для себя неведомую. Вот уж воистину шаг в неизвестность. Но Авраам, доверяя Богу, этот шаг осуществляет.
Уже находясь в Палестине, ветхозаветный патриарх принимает обрезание — в традиции древнего Израиля знак посвящения себя Богу. Но физическому исполнению обряда предшествовало так называемое «обрезание сердца» — внутренняя готовность искренне служить Господу, исполнять Его волю. Проявлением духовного обрезания оказалось, например, жертвоприношение Исаака — Авраам готов был принести любимого сына в жертву потому, что так требовал Бог. В последний момент ангел остановил патриарха, но тот уже совершил жертвоприношение в сердце своём.
Возвращаясь к теме соотношения веры и добрых дел, нужно отметить, что они должны находиться в единстве друг с другом. Или как о том говорит важный вероучительный текст XVIII века «Окружное послание восточных патриархов»: «Мы веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемой любовью, т.е. через веру и дела». Иными словами вера без дел превращается в пустышку. Дела без веры оказываются средством магической манипуляции. Будем же следовать золотому зрелому пути, делая так, чтобы наши вера и добродетели являлись выражением и средством укрепления любви к Богу.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.