Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Однажды известного богослова ХХ века Карла Барта попросили дать определение — что такое вера? Ответ прозвучал так. «Вера — это шаг в неизвестность». Надо сказать, что данная формулировка верно отражает суть богословия Нового Завета о том, как сочетаются в духовной жизни вера и поступки. Что из них является главным, а что второстепенным? О феномене веры и её сочетании с добродетелями рассуждает апостол Павел в послании к римлянам. Отрывок из четвёртой главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 4.

Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:

7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,

12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

По какой причине в начале программы прозвучала ссылка на Карла Барта, принадлежавшего к протестантскому вероисповеданию? Ответ обусловлен двумя причинами. Первая — состоит в том, что Барт всячески интересовался Православием, и многие его взгляды близки восточному христианству. Вторая причина — это то, как мысль Барта, иллюстрирующая рассуждения апостола Павла о вере, фактически опровергает воззрения протестантов. Ведь те находят оправдание своему представлению о необязательности добрых дел для спасения именно в произведениях святого Павла.

Неужели апостол действительно призывает оставить исполнение добрых дел и удовлетвориться просто верой в существование Бога? Конечно же, нет. И в подтверждение мы можем найти рассуждение Павла о подвиге ветхозаветного патриарха Авраама. Ведь именно о нём апостол пишет — поверил Авраам, и это вменилось ему в праведность. Рассматривая жизнь патриарха древности, мы видим, что вера для него была теснейшим образом соединена с действием.

Когда Господь обратился к Аврааму и призвал его к служению, праотец не ограничился только убеждённостью в существовании истинного Бога. Он, во-первых, отверг всех прежних божеств, а во-вторых, устремился в длительное путешествие вместе со всем семейством — в Палестину. Страну для себя неведомую. Вот уж воистину шаг в неизвестность. Но Авраам, доверяя Богу, этот шаг осуществляет.

Уже находясь в Палестине, ветхозаветный патриарх принимает обрезание — в традиции древнего Израиля знак посвящения себя Богу. Но физическому исполнению обряда предшествовало так называемое «обрезание сердца» — внутренняя готовность искренне служить Господу, исполнять Его волю. Проявлением духовного обрезания оказалось, например, жертвоприношение Исаака — Авраам готов был принести любимого сына в жертву потому, что так требовал Бог. В последний момент ангел остановил патриарха, но тот уже совершил жертвоприношение в сердце своём.

Возвращаясь к теме соотношения веры и добрых дел, нужно отметить, что они должны находиться в единстве друг с другом. Или как о том говорит важный вероучительный текст XVIII века «Окружное послание восточных патриархов»: «Мы веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемой любовью, т.е. через веру и дела». Иными словами вера без дел превращается в пустышку. Дела без веры оказываются средством магической манипуляции. Будем же следовать золотому зрелому пути, делая так, чтобы наши вера и добродетели являлись выражением и средством укрепления любви к Богу.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем