
Кол., 259 зач., III, 17 - IV, 1.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как построить крепкую семью, снискать доброе расположение среди друзей и коллег, иметь успех во всех своих делах? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й и 4-й глав послания апостола Павла к Колосянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
Всякий, кто целенаправленно пытался выстроить деловые или личные отношения с другим человеком, наверняка на каком-то этапе своей работы увидел и осознал очевидную истину: никаких отношений быть не может, если каждый из их участников тянет одеяло на себя. Тайком от партнера плетет интриги, преследуя свою корыстную выгоду. А потому для того, чтобы предприятие было крепким, надёжным, долгосрочным, необходимо быть насколько это возможно, честным друг перед другом, уметь договариваться и, если потребуется, пожертвовать своими личными амбициями. Для здорового сотрудничества — это необходимо как воздух.
Однако одного желания так жить и развиваться недостаточно. Люди зачастую вступают в брак или создают совместный бизнес с самыми чистыми и благими намерениями. Но нередко проходит время, и семья рушится, а предприятие разваливается. Хотя, вроде бы, старались быть честными, старались быть открытыми. Но пришли к такой точке, что нет даже желания желать что-то делать вместе. Нет никакой мотивации даже находиться с этим человеком в одной комнате. Почему же так выходит?
Сегодня апостол Павел указывает на то, что мы обычно теряем из виду. Предлагая ряд советов, как вести свою семейную жизнь, а также как выстраивать отношения начальник-подчинённый, он делает особый акцент на целеполагании. Он предлагает каждому из нас задаться вопросом: а, собственно, зачем я всё это делаю, ради чего? Из слов апостола следует один простой вывод: чем бы я ни занимался, любое моё предприятие должно посвящаться Богу. Лишь в этом случае его ждёт успех.
Один бизнесмен пришёл к духовно опытному человеку и спросил: «Почему мой бизнес терпит убытки? Я нанимаю самых лучших работников. Я вкладываю в предприятие огромные средства, всё своё время и силы. Я молюсь Богу об успехе. Но всё словно в песок». Старец спросил: «А чем ты занимаешься?» Тот ответил: «Я продаю обувь». На это духовник ему ответил: «Вот в этом и проблема. А ты попробуй не просто продавать обувь, а ради Христа при помощи своего предприятия помогать людям найти ту обувь, которая хоть чуточку облегчит их нелёгкую жизнь».
Это и есть простой секрет успеха в наших начинаниях. Чем бы я ни занимался, в какие бы отношения я ни вступал, мне необходимо регулярно привлекать в них Бога. И сделать это проще простого: необходимо превращать любые свои начинания в служение. В служение людям. Начиная от бытовых семейных обязанностей, заканчивая крупными сделками. Во всяком деле я должен искать не свою корыстную выгоду. Я призван стремиться быть сотрудником Спасителя в отношениях с окружающими. То есть регулярно задавать себе вопрос: как то, что я делаю соотносится с Евангелием? И тогда моя семья, моё развитие, мой бизнес становятся уже не только моим личным проектом. Это уже дело Божие. Господь становится одним из его соучредителей. А Бог поругаем не бывает, и всё, за что Он берётся, обречено на успех.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема