Кол., 255 зач., II, 13-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Ум человеческий по природе своей пытлив. Он стремится понять, как всё в этом мире устроено. И часто достигает успеха. Но иногда наше сознание нас обманывает, предлагая варианты удобные для понимания, но не соответствующие реальному положению дел. О такой ситуации, в частности, идет речь в отрывке из второй главы послания апостола Павла к Колоссянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Перед тем, как перейти непосредственно к разбору содержания прозвучавшего текста послания, нужно пару слов сказать о том, кто такие колоссяне. Это необходимо не для какого-то пустого любопытства, а потому, что христиане древних Колосс — несуществующего уже города на территории Малой Азии (современной Турции) — были очень похожи на многих наших современников, которые совмещают веру в истинного Бога с самыми разными суевериями. Могут ходить на церковную службу и обращаться за помощью к гадалкам, верить в сглаз и порчу и т.п.
Христиане города Колоссы, перешедшие из язычества благодаря апостолу Павлу, после его отшествия стали слушать проповедников-гностиков. Те пытались сделать Христа частью языческого многобожного пантеона. А еще требовали поклоняться не Богу, а ангелам. Их гностики считали не духами-слугами Господа, а божествами меньшего разряда. Узнав о происходящем, апостол Павел и написал Колоссянам послание. В нем он призывает своих читателей отказаться от ложных религиозных представлений и верить только так, как завещано Самим Христом.
Частью колосской общины были и бывшие иудеи. Они стремились навязать собратьям, пришедшим из язычества, представление о необходимости соблюдения закона Моисея. Но апостол Павел призывает эту часть колосской церкви не совершать ошибки и не требовать от других того, чего сами ветхозаветные верующие исполнить не смогли. Потому Павел и пишет, что данное через Моисея рукописание (то есть ветхозаветный закон) был пригвожден ко кресту. В задачу Ветхого Завета входило подготовить древних иудеев к принятию Спасителя, но вместо этого совершилась Голгофская трагедия.
Потому не нужно наступать на грабли ошибок прошлого и навязывать чуждым ветхозаветной традиции людям учение, время которого, во-первых, прошло, а во-вторых, чей истинный смысл не был понят даже прямыми носителями этой традиции. Прозвучавшее послание учит нас, жителей совершенно иного времени и иного типа мышления, важнейшей вещи: тому, что не надо свои желания и стремления выдавать за волю Божию. Древним гностикам хотелось совместить веру во Христа с порочной языческой жизнью. Христиане из иудеев той эпохи хотели проявить свое старшинство и первенство, навязав традиции, которые они сами не могли толком исполнить.
Будем же следовать завету апостола Павла, стремясь жить так, чтобы наши слова и поступки соответствовали правде Божией, а не нашему удобному представлению о ней. Пусть приятные нам представления о вере не затмевают истинного содержания евангельской вести Господа Иисуса, а Его заповеди не получают от нас превратного толкования. И тогда благодаря нам другие люди тоже вдохновятся верой во Христа, придя сердцем именно к Нему, а не к тому неверному образу, который нам часто предлагает наш лукавый ум.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM