
Кол., 251 зач., I, 18-23.
Глава 1.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол говорит колоссянам о том, что Иисус Христос восстанавливает отношения Бога и человека, искаженные грехопадением.
В представлениях самых разных народов сохранилась память о том, что между миром человеческим и миром божественным, на заре человеческой истории произошел раскол. Виновны в этом были люди, нарушившие заповедь, поэтому они были наказаны и отвержены Богом. Людям, читающим Ветхий Завет, может показаться, что Библия говорит нам о чем-то подобном. Но так ли это на самом деле? Ведь если мы обратимся к тексту, мы увидим, что после грехопадения именно человек ощутил Бога как чужого и враждебного, и в ужасе скрылся между деревьями рая. Бог же, напротив, не изменился в своей любви и с самого начала был открыт к общению и диалогу. Адам и Ева не стали ни каяться, ни примиряться, выбрав путь смертного бытия.
Все, что далее Бог сделал для человека, можно описывать разными словами, говорить о том, что Бог в конце концов человека спас или искупил, но в сегодняшнем чтении апостол употребляет термин примирил. Все эти понятия кажутся очень разными, но на самом деле, если признать, что человек сотворен Богом для общения и без него погибает, мы согласимся и с тем, что возвращение к общению оказывается для него спасительным.
Важность этого понятия в том, что именно оно глубже других показывает, что грех изменил человека, а не Бога. Язычники были уверены, что боги на них гневаются и злятся, но слова апостола говорят о другом: Бог по средством Христа примиряет с Собой всё. Не сам примиряется, как если бы проблема была в Нем, но нас примиряет, потому что мы некогда были врагами, были расположены к злым делам.
Но вот вопрос, как Спаситель это делает?
Когда нам надо кого-то простить, мы прекращаем обижаться. Но Бог не обижался. Когда нам надо, чтобы кто-то с нами примирился, мы просим прощения. Но Бог нас не обижал. Ситуация вышла довольно нелепая: человек сам нарушил заповедь и сам стал враждовать против Бога. Причем, не просто на уровне эмоций, но на уровне всего естества, всех сил и способностей души. Именно поэтому человека было совершенно невозможно уговорить, призывая к примирению и Сын Божий становится настоящим подлинным человеком Иисусом Христом и всю свою человеческую жизнь исполняет волю Отца, оказываясь послушен Ему даже до смерти. И если договор в древности скрепляли кровью животного, то Новый Завет оказывается утвержден кровью Христа, пролитой на Кресте, которая становится свидетельством примирения земного с небесным.
После смерти и воскресения Христа мир с Богом стал возможен для каждого. Но возможность не делает нас автоматически примиренными, и каждый человек должен совершить свой выбор. Апостол называет Христа главой церкви. Для него она — собрание тех, кто выбрал мир с Богом и готов прилагать усилия для того, чтобы этот мир воцарился, чтобы все творение вернулось к Творцу. Но начинается это возвращение с того, что каждый из нас потихоньку, шаг за шагом в своих мыслях, делах и поступках выбирает Божью сторону.
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки